Одним из очевидных недостатков электромобилей является зависимость батарей от окружающей температуры. Почти все современные литиевые аккумуляторы любят такую же погоду, как и человек — примерно +25 градусов Цельсия. При перегреве они выходят из строя, а при охлаждении теряют емкость, хотя и возвращают ее, как только согреваются.
Автопроизводители давно научились бороться и с перегревом, и с охлаждением за счет систем поддержания рабочей температуры батареи, но она требует много энергии, то есть ее работа тоже сокращает запас хода. Зимой к этому следует прибавить состояние дорог, которые требуют больше энергии на преодоление, и зимние шины, с которым расход энергии вырастает как у электромобилей, так и у бензиновых машин.
Иными словами, все знают, что зимой запас хода на одном заряде у любого электромобиля будет меньше, чем летом. Вопрос лишь в том — насколько меньше. Чтобы выяснить это, в Норвегии местное издание Motor и Норвежская автомобильная федерация уже несколько лет проводят сравнительные зимние тесты электромобилей, представленных на рынке. Результаты свежего теста, проведенного этой зимой, были опубликованы в начале 2025 года.
Почему Норвегия?
Ответ на этот вопрос казалось бы очевиден — потому, что это северная страна, где проблемы эксплуатации электромобилей зимой стоит особенно остро. Но причина не только в этом.
Являясь одним из крупнейших экспортеров нефти, Норвегия одной из первых приняла решение полностью перейти на электромобили уже к 2025 году. И фактически добилась этого.
По итогам 2024 года электромобили заняли почти 90% рынка новых машин, остальные 10 с небольшим процентов пришлись на гибриды, обычные бензиновые машины и совсем немного автомобилей с дизельными двигателями.
На деле ситуация еще лучше. Продажи электромобилей среди собственно жителей Норвегии уже в 2024 году достигли почти 100%. Бензиновые машины покупают не норвежцы, а прокатные конторы или крупные международные компании для туристов или временных работников из других стран. Последние все еще побаиваются электромобилей, так что для таких вот приезжих и остается доля в 10% не электрических машин на рынке. Самое поразительное, что прямого запрета на покупку бензиновых машин в Норвегии нет. Граждан не заставляли пересесть на электромобили, но убедили, что они лучше, дали им различные льготы, а также позаботились о развитии необходимой инфраструктуры.
Другой немаловажный фактор заключается в том, что Норвегия не является членом Европейского союза. И на страну не распространяются общие европейские законы, в частности таможенные ограничения на ввоз иностранных электромобилей.
Когда Евросоюз ввел драконовские ввозные пошлины на китайские электромобили, норвежцы сказали — «а нам норм», и не стали запрещать такую технику. Поэтому норвежский автомобильный рынок заметно отличается от остальных стран Европы. Там можно свободно купить Zeekr, BYD, Voyah или даже электрический Hongqi. Все эти машины участвовали в тесте этой зимой.
Как проводились испытания
Это уже 12 тест запаса хода электромобилей, проведенных Motor и NAF, и шестое испытание, проведенное зимой. В нем не принимали участие машины, которые испытывались в прошлом году и с тех пор существенно не обновленные. Однако сравнивать в лоб результаты прошлогоднего и нынешнего тестов некорректно — тогда были иные погодные условия.
Сами испытания проводились на дорогах общего пользования на юге Норвегии. Дополнительной сложностью для машин стал традиционный для страны холмистый рельеф местности — машинам приходилось то подниматься в гору, то спускаться в долину.
Зима 2024-2025 года выдалась мягкой не только в Москве, но и в Норвегии. В некоторых местах, через которые проходил маршрут, температура воздуха поднималась до +5 градусов по Цельсию, но в целом дороги были очень скользкими, а там, где они посыпались солью — мокрыми.
Все машины были «обуты» в зимнюю нешипованную резину, но разных размеров и разных марок. Водители-испытатели, очевидно, были проинструктированы на то, чтобы ехать в максимально экономичном стиле, и показать наилучший результат.
Спойлер: ни один автомобиль не смог проехать в зимних условиях расстояние, указанное в его паспортных данных. В Норвегии принята общая для Европы методика измерения запаса хода электромобилей WLTP. Она же действует и в России. Но отклонения от заявленных показателей у разных моделей было разным.
Кто же победил
В предыдущие годы победителями таких тестов становились электромобили Tesla, но на сей раз американская марка потерпела поражение. Впрочем, тут как посмотреть. Лидером стал шведско-китайский Polestar 3. Он проехал на несколько сотен метров больше, чем Tesla Model 3, а также показал результат, наиболее близкий к заявленному, не доехав относительно показателя WLTP всего 30 километров.
Но если посмотреть на средний расход энергии за время испытаний, то тут преимущество Tesla все еще очевидно. Американский седан проиграл не потому, что менее эффективен, а потому, что его батарея заметно меньше, чем у Polestar 3.
По показателю расхода энергии в 12,5 киловатт-часов на 100 километров Tesla до сих пор остается образцом недосягаемой эффективности.
Еще одним выводом, который сделали испытатели по итогам теста 2025 года, стала констатация того факта, что китайские электромобили уже сейчас следует воспринимать всерьез. В зимнем тесте они выступили примерно на одном уровне с европейскими аналогами. Особенно если учесть, что тот же Polestar или Lotus хотя и являются европейскими марками, но выпускаются в Китае.
Результаты испытания Motor.no и NAF. Зеленым выделен лучший показатель в каждой из характеристик. Красным - худший
Модель | Запас хода WLTP, км | Реальный запас хода зимой, км | Разница | Расход энергии квт*ч на 100 км |
Polestar 3 | 560 | 531 | -5,18% | 20,7 |
BYD Tang | 530 | 481,6 | -9,13 | 24,0 |
Mini Countryman | 399 | 355 | -11,03 | 18,5 |
Lotus Emeya | 500 | 436,3 | -12,74 | 21,4 |
BYD Sealion 7 | 502 | 436,4 | -13,07 | 21,9 |
Mercedes G-Class EV | 443 | 380,8 | -14,04 | 28,0 |
Kia EV3 | 590 | 499,1 | -15,41 | 15,4 |
Porsche Taycan | 592 | 499,1 | -15,69 | 17,1 |
BYD Seal U | 500 | 421 | -15,8 | 20.5 |
Hongqi EHS7 | 540 | 452,3 | -16,24 | 20,9 |
Smart #3 | 415 | 346,1 | -16,6 | 17,6 |
Ford Explorer | 525 | 437 | -16.76 | 16,8 |
NIO EL8 | 503 | 411,9 | -18,11 | 21,5 |
Hyundai Ioniq 5 | 546 | 446,3 | -20,3 | 16,8 |
BMW i5 Touring | 497 | 392,4 | -21,05 | 18,8 |
Volvo EX30 | 472 | 370,9 | -21,42 | 17,1 |
Xpeng G6 | 550 | 429,3 | -21,95 | 17,9 |
Audi Q6 e-tron | 616 | 480,8 | -21,95 | 19,4 |
Porsche Macan | 552 | 428,6 | -22,36 | 19,9 |
Volkswagen ID.7 GTX Tourer | 571 | 440,2 | -22,91 | 16,9 |
Tesla Model 3 RWD Long Range | 702 | 530,8 | -24,39 | 12,5 |
Peugeot e-5008 | 488 | 361 | -26,02 | 18,0 |
Voyah Dream | 482 | 343,8 | -28,67 | 26,0 |
Peugeot e-3008 | 510 | 347 | -31,96 | 17,0 |