Китайскую автомобильную индустрию лихорадит. В стране не первый год идут ценовые войны, которые к лету 2025 года особенно обострились. В очередную атаку пошел концерн BYD, объявивший снижение цен почти по всему модельному ряду.
Что это означает для российских покупателей? Что машины подешевеют? Или что их производители разорятся и не смогут обеспечить автовладельцев даже запчастями. И вообще, что выгодно покупать в 2025 году? Давайте разберемся.
Электромобиль за $ 7 700
В конце мая 2025 года BYD, который недавно стал крупнейшим производителем электромобилей в мире (и уже давно лидирует на рынке гибридов) объявил о снижении цен на 22 своих модели. На некоторые автомобили стоимость упала на 34%.
К примеру, популярный BYD Seagull, который и так стоил у себя на родине менее 10 тысяч долларов, подешевел до 7 700 долларов. И за эти деньги клиентам предлагают не самоходную повозку, больше похожую на гольф-кар, а полноценный пятидверный автомобиль размером с Peugeot 206 или Opel Corsa. Или с хетчбэк Lada Granta, если так понятнее.
Запас хода при этом у BYD Seagull будет больше, чем у Nissan Leaf первого поколения, а таких машин в России не мало, особенно в восточных регионах страны. То есть речь идет именно о полноценном электрокаре, пусть и не самом мощном, но за $ 7 700.
Тут надо сразу оговориться, что из-за таможенных пошлин тот же Seagull за пределами Китая оказывается заметно дороже. Например, в Европе машина официально стоит от 23 тысяч евро. В 2024 году мы привезли такой автомобиль в Россию. Он обошелся клиенту дороже 2 миллионов рублей. Цены с тех пор снизились, и если вам интересно, то стоимость заказа можно уточнить у наших менеджеров по телефону, который указан в верху страницы.
Как отреагировала индустрия
Ассоциация автопроизводителей Китая (CAMA) выступила с заявлением на действия BYD, в котором говорилось ни много ни мало о вызванной новым витком ценовой войны паникой на рынке.
В похожем ключе выступила и официальная газета коммунистической партии Китая Peoples Daily. В статье сказано, что ценовая война ни к чему не ведет и не создает светлого будущего. «Ценовые войны снижают прибыть по всей цепочке производства автомобилей, разрушают всю экосистему и создают угрозу благополучия простых рабочих. Долгосрочное снижение цен до самого дна вредит устойчивому развитию промышленности», - пишет газета.
Отдельно выразился глава концерна Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь. По его словам, ситуация в автомобильном секторе Китая уже перегрета и напоминает ситуацию на рынке недвижимости, случившуюся несколько лет назад. Тогда застройщики так увеличили темпы строительства и так снизили цены, что в итоге целые кварталы и города остались не заселенными, а один из крупнейших девелоперов страны, компания Evergrande разорилась.
В BYD отреагировали на критику стандартными словами о здоровой конкуренции и о том, что покупатель вправе выбирать лучший продукт за меньшие деньги. Но отметили свое уважение к заявлению CAMA. В последнем в частности говорилось о недопустимости продажи машин ниже себестоимости.
Кризис ударил по иностранным автоконцернам
Одними из пострадавших от ценовых войн уже стали мировые автобренды. Их электромобили и гибриды в Китае продаются все хуже. Даже у Tesla наблюдается спад продаж в Китае, не говоря уже о таких марках как Mercedes или Volkswagen.
Напрямую скидки клиентам они не предлагают. Но на рынке складывается иная ситуация — рост числа подержанных машин без пробега. По определенным обстоятельствам, дилерам приходится выкупать автомобили у автопроизводителей и даже ставить их на номера, что автоматически переводит их в разряд подержанных. При этом пробег таких машин остается равен нулю.
Оставшись наедине с такими автомобилями, дилеры вынуждены продавать их с огромными скидками. Забегая вперед отметим, что мы в Rucars видим большие перспективы продаж таких подешевевших автомобилей Mercedes или BMW в России.
Чем плоха ценовая война
Причина ценовой войны в Китае на самом деле очевидна. Успех удачных моделей электромобилей и гибридов в прошлые годы вызвал желание других производителей создать похожие модели.
В итоге близких по характеристикам машин от разных брендов оказалось просто слишком много. И победит в борьбе за покупателей в таких условиях может тот, кто предложит лучшую цену.
Возникает вопрос — как сделать машину дешевле, чем она обходится в производстве. Ответ прост — продавать ее в убыток. А чем тогда этот убыток покрыть? Ответ также очевиден — занять деньги, чтобы вернуть их с лихвой в тот момент, когда конкуренты будут уничтожены, рынок захвачен и прибыть вернется вновь.
Не надо быть доктором наук в экономике чтобы понять, что план по уничтожению конкурентов может не удастся, а возвращать долги все равно придется. Точнее даже будет сказать так: если все станут играть в игру под названием «ценовые войны», то число победителей возможно окажется меньше числа проигравших. И тогда тем, кому не повезет, придется объявлять о банкротстве.
Примеров банкротства в молодой китайской индустрии электромобилей уже несколько. Нет больше компании Human Horizons и марки HiPhi. Нет марки Judi, хотя их машины еще продаются в России некоторыми дилерами. На грани полного разорения производитель дешевых электромобилей Neta.
Так что наряду с очевидной выгодой для покупателей от ценовых войн, а именно со снижением цен, для конечного потребителя возникает и угроза в виде ухода компании с рынка с последующими проблемами с сервисом и запчастями.
Какие автомобили в безопасности
При множестве нюансов, в ценовых войнах во все времена действовало одно общее правило. Победителем как правило остаются самые крупные и развитые компании. Даже если они банкротятся, их активы скупает кто-то из конкурентов, и автомобильное производство продолжает функционировать.
Buick, Opel, Nissan, Kia, Citroen, Alfa Romeo, Rolls-Royce, Audi, Volvo и многие другие — это марки, которые в свое время были проданы более успешным автоконцернам. Но есть и те, кто разорившись оказались никому не нужны. Из свежих примеров это SAAB, Rover, Simca. На гране исчезновения легендарная в свое время итальянская марка Lancia.
Так что наш совет — выбирать электромобили, за которыми стоят большие, развитые автоконцерны. Пусть даже и китайские. Или рисковать и брать что-то более экзотическое. Выбор всегда за покупателем.