Электромобили в России перестали быть экзотикой. Их число на дорогах страны уже перевалило за 50 тысяч штук, а доля на рынке новых автомобилей превысила 1%. Это, конечно, мало, но все же говорит о некотором новом статусе. Условно, если недавно появление электромобиля на улице можно было сравнить с выездом Ferrari, то теперь шансы увидеть электрокар близки к шансам встретить бензиновый Jaguar или даже Mercedes — все еще не бестселлеры, но таких машин уже много.
Так может пора перестать думать об электромобилях как об игрушках? Давайте разберемся, может ли покупка электрокара быть рациональной и даже выгодной. И начнем с простого — сколько сейчас стоят электромобили.
Премиальные электромобили уже дешевле бензиновых машин
К началу 2025 года на рынке России сложилась ситуация, при которой покупка электромобиля или подзаряжаемого гибрида премиум-сегмента уже не связана с переплатой. Это вызвано в первую очередь изменением логистики поставок автомобилей в Россию.
Традиционно премиальные автомобили поставлялись в Россию официальным путем из Европы, Японии, реже из Северной Америки и Южной Кореи. Из Китая такие автомобили в Россию почти не попадали — доверия к местным брендам не было, а машины европейской или японской марки было проще привезти с их родины — в Китае, конечно, продаются и BMW, и Lexus, но в весьма специфических исполнениях.
С начала 2022 года все изменилось. Официальные поставки машин большинства премиальных марок полностью прекратились, а везти такие автомобили в частном порядке из-за санкций стало сложнее и, следовательно, дороже.
В России и сейчас можно купить новые бензиновые автомобили Mercedes, BMW, Audi, Volvo или Lexus. Но стоят они дороже сравнимых по размерам и комплектациям электрических машин из Китая. Причем последние будут еще и мощнее.
Дело в том, что в России еще в 2023 году очень сильно вырос утилизационный сбор на автомобили с объемом двигателя более трех литров. В 2024 и в январе 2025 ставки утильсбора поднимали снова и снова. И если электромобиль, гибрид или машину с ДВС объемом до 3 литров еще можно привести с уплатой льготного утильсбора, то при объеме выше 3,0 литра — нельзя никак.
На практике, найти автомобиль с мотором объемом до 3,0 литра и мощностью свыше 300 л.с. уже сейчас достаточно сложно. А большинство премиальных электромобилей и гибридов уже сейчас мощнее 400 л.с.
Приведем простой пример. На момент написания этой статьи при заказе новой Tesla Model Y обойдется минимум в 5,24 млн руб. с доставкой и оформлением всех документов в России. Аналогичные бензиновые машины, такие как BMW X3 или Mercedes CLC с двухлитровыми турбомоторами стоят на 1,5-2 млн руб. дороже.
В бюджетном сегменте ситуация иная
В Китае уже сейчас производят электромобили, которые у себя на родине стоят как Lada Vesta и даже Lada Granta — 10-15 тысяч долларов. И речь не о каких-то городских компактах, а о машинах размером все с ту же Lada Vesta. Причем делают такие модели не какие-либо малоизвестные фирмы. Лидером сегмента бюджетных электромобилей сейчас является BYD, который с конца 2024 года лидирует по продажам электрических машин в мире.
Однако из-за особенностей российского законодательства, таможенные пошлины, акцизы, налоги и утильсбор при поставке таких машин все равно увеличивают их стоимость в два раза, а то и еще больше. В итоге более-менее приличный электромобиль, который в Китае стоит условные 15 тысяч долларов, в России обойдется уже в 3 миллиона рублей, а то и дороже. При этом по потребительским качествам он окажется на уровне бензиновых машин все тех же китайских марок, которые в России в начале 2025 года предлагаются примерно по 2-2,5 миллиона рублей.
Так может, покупка все равно будет оправдана? Давайте подсчитаем.
Подсчет стоимости владения бензиновым автомобилем и электрокаром
Для сравнения возьмем компактный бензиновый кроссовер, который сейчас в России новым стоит от 2 миллионов рублей, и его электрический аналог за 3,5 миллиона. По динамике электромобиль за такие деньги будет немного выигрывать у бензинового аналога, но проигрывать в дальности хода: если бензиновой машине одного бака хватит примерно на 600 километров по трассе, то бюджетный электромобиль проедет от силы 400, а скорее 300 километров, после чего нужно будет ждать, когда зарядится его батарея.
Но сейчас речь не об особенностях эксплуатации, а о расчетах. Средний расход топлива у компактного бензинового кроссовера в смешанном цикле в российских условиях составляет 10 литров на 100 километров в час. У электромобиля расход измеряется в киловатт-часах на 100 километров. Опытным путем мы установили, что в реальных условиях компактный электромобиль будет потреблять примерно 20 киловатт-часов на 100 километров. На самом деле даже меньше, но оставим это допущение.
Для упрощения подсчетов возьмем тарифы по Москве. В других регионах они могут отличаться, но не на порядок. Итак, по данным Московской топливной ассоциации на 10 февраля 2025 составляет 62,39 рублей. А стоимость киловатт-часа на публичных зарядных станциях в Москве с декабря 2024 года составляет 20 киловатт-часов.
Иными словами, на каждые 100 километров пути владелец электромобиля будет экономить по 223,9 рубля на топливе. Таким образом, разницу в цене бензиновой и электрической машине, которая у нас составляет 1,5 миллиона рублей, удастся отбить за без малого 700 тысяч километров пробега, то есть на практике — никогда.
Выходит, что электромобиль не выгоден? Погодите. Заряжаться на общественных зарядных станциях не обязательно. Можно оборудовать зарядную станцию в своем гараже, на паркинге у дома, на парковке у офиса. Там зарядка будет длиться часами, но если оставлять машину на ночь или на целый рабочий день, то это не проблема. А тарификация будет такой же, как для бытовых электроприборов.
В Москве с 2025 года действует одноставочный тариф в 6,99 руб. за киловатт-час. В ночные часы электричество еще дешевле, но давайте подсчитаем по среднему значению. В таком случае экономия со 100 километров пробега для электромобиля составит уже 484,1 руб. А окупаемость электромобиля будет достигнута уже к 310 тысячам километров пробега. Это все равно очень много, но уже не кажется такой недостижимой цифрой, как 700 тысяч.
А на чем еще можно сэкономить?
1) На транспортном налоге. Для электромобилей в Москве он временно равен нулю. Нулевую ставку ежегодно продлевают. Мы не знаем, как долго ее будут оставлять нулевой, но в 2025 году она все еще равна нулю.
Мощность типичного компактного бензинового кроссовера стоимостью около 2 миллионов рублей в России составляет примерно 149 л.с. — для большей действует увеличенная ставка транспортного налога. Это 5125 рублей в год. Для бюджетного электромобиля на этом сложно сэкономить. Но если сравнивать электромобили и бензиновые машины мощностью от 250 л.с. и стоимостью 6-8 млн руб, то экономия в год составит минимум 37 500 руб.
2) На парковке. В Москве для электромобилей она бесплатна. Тут уже нужно самому считать, как часто вы пользуетесь этой услугой.
3) На проезде по платным трассам. Для электромобилей дорога бесплатна. Но! С 2025 года эта льгота действует только для отечественных электромобилей. Как ни странно, в бюджетном сегменте встречаются только такие — это в первую очередь машины Evolute и «Москвич 3е».
Выводы
Если говорить об электромобилях стоимостью ниже 4 млн руб., то их разница в цене по сравнению с бензиновыми аналогами отобьется за счет более дешевой эксплуатации в лучшем случае к концу их жизненного цикла, и то при условии зарядки от бытовой электросети и регулярной экономии на парковках и проездах по платным трассам.
Покупать такие машины с целью сэкономить пока рано. Но можно купить электромобиль просто потому, что он комфортнее, динамичнее, приятнее в вождении, экологичнее и вообще прогрессивнее.
Если же речь идет о премиум-сегменте, то есть о машинах мощнее 200-250 л.с. и стоимостью от 4 млн руб., то тут электромобили уже сейчас не дороже аналогичных бензиновых машин при покупке и заметно дешевле их в эксплуатации.