Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи

Что выбрать — электромобиль или гибрид

Дата:12.04.2025


В мире наблюдается ренессанс гибридных автомобилей. В 2024 году их доля не только не уменьшилась, но и в ряде регионов их продажи росли даже быстрее, чем у чистых электромобилей, хотя и последние с каждым годом становятся все популярнее.


Причем покупатели выбирают именно современные гибриды с возможностью подзарядки и значительным запасом хода на батарее. Выходит, мнение о гибридах как о временном «переходном звене» между машинами с двигателями внутреннего сгорания и электромобилями — ошибочное? С этим и разберемся.


Как устроены современные электромобили и гибриды


По своей конструкции электромобили — пожалуй, самые простые моторизированные колесные транспортные средства в мире. Электромоторы просты сами по себе, а к тому же развивают крутящий момент в настолько широком диапазоне, что как правило им не нужна коробка передач — достаточно простого редуктора с фиксированным передаточным отношением.


Главной проблемой электромобилей во все времена был источник электроэнергии. Там, где можно использовать внешний источник электроэнергии — например на железных дорогах — электродвигатель уже давно вытеснил двигатели внутреннего и тем более внешнего сгорания.


Однако автомобиль подключить к внешнему источнику энергии невозможно, а значит ему нужна тяговая батарея. Причем достаточно мощная для того, чтобы обеспечить сколь-либо приемлемый запас хода.


У гибридов критичных сложностей с батареями нет, но устроены они куда сложнее. Первые массовые гибриды, появившиеся на рубеже 20 и 21 века, были сконструированы таким образом, чтобы за счет дополнительного электропривода нивелировать недостатки бензинового двигателя и повысить его КПД. То есть именно бензиновый мотор в них был основным.


Современные гибриды созданы ровно наоборот. По сути они очень близки к электромобилям и приводятся в движение электричеством. Но у них есть и бензиновый мотор, который может либо только вращать электрогенератор для подзарядки батареи, либо, в некоторых моделях, подключаться непосредственно к колесам — как правило на высоких скоростях, где электродвигатели не столь эффективны, как в городе.


При этом у гибрида также есть батарея с возможностью подзарядки от внешнего источника. Только емкость такой батареи меньше, чем у электромобиля. Как правило, емкость батареи современного гибрида составляет примерно треть от емкости электромобиля того же класса.


На короткие расстояния гибриды способны ездить исключительно на электротяге. А на длинных дистанциях на помощь приходит двигатель внутреннего сгорания..


Преимущества и недостатки электромобилей


О преимуществах электрического транспорта мы пишем почти в каждой статье. Поэтому в этот раз обозначим основные технические плюсы и не будем упоминать социальные блага вроде бесплатной парковки или отсутствия транспортного налога. Итак:


- Заряжать электромобили в несколько раз дешевле, чем заправлять машину бензином.

- Электромобили не вырабатывают вредных выхлопных газов.

- Электромобили как правило заметно динамичнее бензиновых и дизельных аналогов.

- Электромобили заметно тише.

- Электромобили требуют значительно меньше технического обслуживания и ремонта.


Недостатком же любого электромобиля остается необходимость часто и долго его заряжать. Даже самые лучшие современные электромобили на одном заряде в реальных российских условиях проезжают 400-500 километров, в то время как у гибрида запас хода при своевременной заправке бензином фактически не ограничен.


По нашему опыту дальние путешествия на электромобилях по России возможны уже сейчас. Но путешественнику нужно заранее продумывать места для подзарядки, тратить там время и быть морально готовым, что зарядка может оказаться нерабочей, а энергии в батарее для того, чтобы добраться до следующей уже не будет и придется искать эвакуатор.


Преимущества и недостатки гибридов


Гибридные автомобили лишены главного недостатка электромобилей и именно это делает их столь привлекательными в глазах клиентов. При этом такой тип транспортных средств обладает своими недостатками, о которых многие не задумываются до покупки. Итак, главное преимущество — это неограниченный запас хода. Теперь о недостатках.


Практически все недостатки современного гибрида происходят от того, что его тяговая батарея существенно уступает в емкости электромобилям. Из этого следует, например, то, что заряжаться придется гораздо чаще. Если же этого не делать и использовать для подзаряда бензиновый мотор, то всякий смысл в гибриде теряется.


Расход топлива в таком режиме будет примерно таким же, как и у просто бензиновой машины того же класса, особенно на трассе. А в некоторых режимах гибриды могут быть даже прожорлевее дизельных аналогов.


Малая батарея не позволяет оснащать гибриды элекродвигателями сопоставимой с электромобилями мощности. Иными словами, при прочих равных электромобиль будет мощнее и динамичнее гибрида.


Более того, почти все современные гибриды оснащаются достаточно скромными двигателями внутреннего сгорания. Их мощность не велика, и когда батарея оказывается разряжена, их не хватает для того, чтобы полноценно питать электропривод. Закон сохранения энергии никто не отменял, и если электромоторы выдают суммарно 450 л.с., а ДВС в гибриде только 150 л.с., то при севшей батарее автомобиль будет ехать только на этих 150 л.с. с соответствующей потерей в динамике.


Иными словами, батареи современных гибридов все равно желательно регулярно подзаряжать от внешнего источника, а из-за того, что батареи у них скромные, делать это придется в несколько раз чаще, чем в случае с электромобилями.


Так что выбрать — электромобиль или гибрид


Выбор, как всегда, за покупателем. Российская статистика пока показывает, что большинство выбирают подзаряжаемые гибриды. Они позволяют как минимум не волноваться по поводу наличия или отсутствия зарядных станций.


Электромобили в целом выглядят привлекательнее гибридов, но при их покупке необходимо заранее понимать, где вы планируете заряжаться. И не только в родном городе, но и в поездках по стране.


Проще говоря, с электромобилем вам точно придется менять привычки и поведение обычного автомобилиста, приспосабливаясь к совершенно иной инфраструктуре, где нет автозаправочных станций.


С гибридом менять привычки так сильно не придется, и в теории можно как прежде регулярно заезжать на заправочные станции. Но и гибриду для того, чтобы раскрыть все свои преимущества, нужно регулярно заряжаться.