Внимание! Мы переехали

У Rucars в Москве новый адрес: ул. Ивана Франко дом 10.
Телефон и график работы не поменялись.

Ваша команда Rucars

Электромобиль для города – какой выбрать?

Дата:26.05.2025

Электромобили были рождены в городах. Представьте себе какой-нибудь Нью-Йорк начала XX века. Хаотичное движение пешеходов и конных повозок, которые не дают разогнаться. Отсутствие автозаправочных станций и уже почти повсеместное присутствие электричества. И, простите, кучи конского навоза выше вторых этажей, которые просто не успевают вывезти.


Что может спасти город в таких условиях? Конечно, электромобили! Они появляются и пользуются хорошим спросом. Не нужно добывать бензин, не нужно его заливать и дышать ядовитыми парами, не нужно пачкаться в масле при регулировке системы подачи топлива и зажигания и, главное, не нужно с кривым рычагом в руках вручную запускать двигатель. 


Еще при движении не нужно переключать передачи. Да, запас хода не велик. Ну так и дорог за городом нет никаких — куда ездить?


Собственно, массовое строительство автомобильных междугородних дорог в 1920-е и 1930-е годы и стало причиной первого вымирания электромобилей к 1940-м годам. Бензиновые машины тогда победили во многом именно за счет большего запаса хода, ограниченного только количеством топлива, взятого с собой.


Современные электромобили уже обладают запасом хода в 400 и более километров, а также они обладают возможностью зарядиться буквально за полчаса даже на некоторых российских зарядных станциях. Мы сами уже не раз убеждались, что путешествовать на электромобиле из Москвы в Питер, Казань или в Сочи — это совершенно реальная возможность, хотя лучше заранее запланировать места остановки для подзарядки.


Одна беда, электромобили с большим запасом хода — дороги. Но если электромобили уже способны ездить далеко, то что если для города будет достаточно более простых и доступных моделей? Давайте рассмотрим варианты того, что рынок предлагает сейчас.


Самый доступный городской электромобиль


Если посмотреть на статистику, то самым массовым электромобилем в России остается Nissan Leaf первого поколения, причем в исполнении с правым расположением руля. На протяжении многих лет такие машины в подержанном состоянии массово завозились из Японии по весьма умеренным ценам, сравнимым со стоимостью новой Lada Granta.


До сих пор большинство сделок на вторичном рынке происходит именно с автомобилями этой модели. Причина именно в умеренной стоимости модели. При этом запас хода у машин с не свежей батареей редко превышает 100 километров, но для города многим этого хватает. Более того, будучи в небольших городах России мы не раз и не два встречали Nissan Leaf, используемый в качестве такси.


Это просторный автомобиль с комфортной подвеской и неплохой для своей стоимости динамикой. Однако он обладает рядом недостатков, которые нужно учесть при покупке.


У первого поколения Nissan Leaf батарея не оснащена жидкостной системой охлаждения. Это грозит перегревом всего блока при неаккуратной эксплуатации и выходом его из строя. При этом новая батарея будет стоить дороже, чем весь автомобиль целиком.

Проблемы с батареей стали причиной уже как минимум двух видов преступной деятельности. Во-первых, машины с батареями в хорошем состоянии стали популярны у угонщиков, которые воруют автомобили именно для того, чтобы снять с них батареи и переставить на другой Nissan Leaf. 


Ну а во-вторых, уже известны случаи «скручивания» показаний остаточного запаса емкости блока аккумуляторов при продаже. У батарей есть такой параметр, как State of health (SOH),буквально «состояние здоровья», который показывает процент изначальной емкости, который еще можно использовать и процент, который уже вышел из строя. Условно если SOH равен 85%, то значит батарея уже деградировала на 15%. Так вот, мошенники научились подделывать отображение показания SOH на панели машины, чтобы обмануть покупателей.


Наконец, из-за санкций Япония запретила поставки электромобилей в Россию, даже подержанных. Так что поток относительно свежих экземпляров Nissan Leaf к нам прекратился.


Самый доступный новый городской электромобиль


Мы регулярно пишем о новинках китайского автопрома и, в частности, об электрических городских автомобилях, которые у себя на родине стоят от 10 тысяч долларов. Казалось бы, это отличный вариант!


Согласны, но существующие в России правила ввоза автомобилей, и даже машинокомплектов для их сборки на месте, не позволяют сохранить такие цены. Мы много писали о собственно таможенных сборах, акцизах, российском НДС и прочем утильсборе, так что здесь не станем утомлять вас этими подродностями. Отметим лишь, что самые дешевые электромобили, как импортные, так и собранные в нашей стране, даже с учетом госдотаций стоят сейчас примерно от 3 миллионов рублей.


Исключения могут составлять машины прошлых лет выпуска, на которые прямо сейчас предлагаются очень хорошие скидки, но скидки — это временно. Если же говорить об официальных прайс-листах на автомобили 2025 года выпуска, то варианты дешевле 3 миллионов можно пересчитать по пальцам одной руки.


Альтернативный импорт тоже мало что может предложить. Например, городским автомобилем 2025 года (!) был признан BYD Seagull. Это компактная, но полноценная машина размером с Peugeot 206, которая стоит в Китае менее 10 тысяч долларов и при этом способна проехать минимум 150-200 километров — для города этого достаточно. Мы в Rucars привозили такой автомобиль в Россию, но его цена с учетом всех пошлин все равно оказалась так высока, что большинство клиентов предпочитало доплатить за что-то более продвинутое.


Так что доступный современный новый электромобиль в России сейчас — это от 2,5 миллионов рублей с учетом скидок и до 4 миллионов рублей без них. Наш выбор — Zeekr X, который отлично справится со всеми задачами в городе и по цене сейчас как раз укладывается в диапазон от 3 до 4 миллионов рублей за новую машину «под ключ».


Квадрицилы изменят ситуацию?


Существует еще один подкласс электромобилей. Точнее не электромобилей даже, а машин класса L7, который также правильно называть квадрициклами. По закону, для их управления достаточно даже водительских удостоверения категории B1. Впрочем, специально на такую категорию автошколы не учат, она открывается автоматически при сдаче экзамена на легковую категорию B.


Что это такое? По сути очень компактные, как правило трехдверные машины, кузова которых представляют из себя стальные трубчатые каркасы с навесными пластиковыми панелями. Мощность как правило около 10-20 л.с., запас хода хорошо если дотягивает до 100 км, но и цены в том же Китае начинаются где-то от 3 тысяч долларов. 


Такие транспортные средства регулярно хотят легализовать в России. Многие еще помнят проект тольяттинского электрокара Zetta, который так и не пошел в серию. Теперь сразу несколько таких проектов реализует калининградский завод Автотор.


Наше мнение: при столь скромных технических характеристиках электромобили класса L7 имеют право на существование в качестве городских автомобилей, но только при условии, что их стоимость будет ниже стоимости любой новой бензиновой машины на рынке.


Альтернатива


Вы когда-нибудь задумывались о том, почему в развитых странах мира на рынке нет откровенно бюджетных автомобилей? Почему та же российская Lada не выходит на рынки США или Японии, а в Германии, когда она там присутствовала, ограниченным спросом пользовались только уникальные внедорожники «Нива».


Если нет, то подскажем — там тоже есть сегмент бюджетных машин. Просто он на 100% занят подержанными автомобилями более высокого класса, и места для новых, изначально дешевых машин на рынке просто нет.


Применительно к электромобилям ситуация следующая. В отличие от бензиновых и дизельных машин, у электромобилей запас хода с возрастом снижается. Это связано с естественной деградацией батарей.


В итоге те, кто покупал дорогой электромобиль с большим запасом хода для путешествий, по мере деградации батарей будут менять свои машины на новые и продавать подержанные с большим дисконтом.


Но если вы намерены использовать электромобиль только в городе, то для вас это может быть отличный вариант. Да, запас хода у подержанного премиального электрокара может быть уже не 400, а 300 километров. Но для города этого хватит. А вот широкий набор опций, мощные моторы, качественный интерьер никуда с годами не денутся.


Мы в Rucars только присматриваемся к сегменту подержанных электромобилей, но для нас уже сейчас очевидно, что в ближайшие годы это направление будет очень перспективным.