Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи

J1772, CCS, CHAdeMO, GB/T и другие непонятные буквы: все о зарядках электромобилей

Дата:13.12.2024


Помните времена, когда у каждого мобильного телефона была своя зарядка? И хорошо, если они подходили к разным моделям одной марки. Сейчас для мобильников зарядок, по сути, два типа — от Apple и USB Type C.

С электромобилями похожая история. Зарядных разъемов не один и не два. Так давайте опишем, какие разъемы бывают и чем они отличаются.

Tesla, которая всех победила

Мощность — до 500 кВт (V4)

Если продолжать аналогию со смартфонами, то Apple в мире электромобилей — это Tesla. И, конечно, Tesla не была бы собой, если бы использовала сторонний стандарт зарядного разъема.

У Tesla и ее сети суперчарджеров свой собственный разъем. И с 2022 года он стал фактическим стандартом для Северной Америки — концерн Илона Маска сделал общедоступной документацию стандарта, и к нему присоединились остальные автопроизводители.

Причина — распространенность зарядных станций Tesla. Стремясь кардинально решить проблему крицы и яйца, Tesla с самого начала продаж своих машин стала строить зарядные станции, число которых уже давно измеряется тысячами. Конкуренты пытались предложить альтернативы, но все свелось к тому, что владельцы Tesla просто получали преимущество за счет более развитой зарядной сети.

В итоге удалось договориться, и стандарт, который раньше назывался «тесловским» теперь с полным основанием можно называть «североамериканским» - NACS. При этом в Европе у автомобилей Tesla другой зарядный разъем — как и у iPhone для европейского рынка.

J1772, он же Type 1

Мощность до 360 кВт (CCS)

Он же Yazaki по имени компании, которая довела этот разъем до ума. До принятия стандарта Tesla, именно Type 1 был основным в США. Он появился в 2001 году и распространен до сих пор. Пожалуй, главным недостатком такого стандарта является отсутствие блокировки кабеля на время зарядки. В том числе это стало причиной, что он не прижился в других странах, в частности Европе и в Азии.

Type 2, он же Mennekes

Мощность до 360 кВт (CCS)

Это основной стандарт коннектора, принятый в Европе. Название Mennekes он получил в честь немецкой фирмы, которая стала пионером в его применении. Type 2 очень похож на Type 1 и может считаться своеобразной работой над его ошибками. В частности, такие коннекторы уже блокируют кабель при зарядке, что и надежнее, и безопаснее.

При этом протоколы передачи данных у Type 1 и Type 2 совпадают. Это позволяет автопроизводителям выпускать машины для разных рынком с минимальными изменениями в конструкции. Фактически, оба входных коннектора подключаются к электросистеме автомобиля одинаковым образом.

Type 2 является обязательным стандартом для европейского рынка. Именно поэтому такие коннекторы ставят и на автомобили Tesla для европейских стран.

CCS

Под аббревиатурой CCS подразумевают коннекторы Type 1 и Type 2 с двумя дополнительными разъемами для постоянного тока и быстрой зарядки. Дело в том, что изначально оба эти коннектора рассчитаны под переменный ток с одной или тремя фазами, то есть для медленной зарядки мощностью до 22 киловатт.

Дополнительные разъемы постоянного тока позволяют увеличить мощность до нескольких сотен киловатт и сократить время зарядки. В отличие от коннектора Tesla, где разъемы постоянного тока вшиты в основную конструкцию коннектора, здесь это два отдельных контакта снизу. Соответственно такие коннекторы называются CCS 1 и CCS 2.

GB/T

Мощность до 237,5 кВт

В 2021 году мы с большим интересом читали принятую в России концепцию развития электромобильного транспорта и с удивлением узнали, что основным стандартом для нашей страны выбран не европейский Type 2, а китайский GB/T. Но чиновники, кажется, что-то знали.

Внешне GB/T похож на вывернутый наизнанку Type 2. По характеристикам эти разъемы тоже очень близки, но не взаимозаменяемы — у китайцев свой стандарт. Не хуже, не лучше, просто другой.

В России сейчас все новые публичные зарядные терминалы должны оснащаться двумя разъемами, и одним из них в обязательном порядке — GB/T. В самом Китае, впрочем, уже разрабатывается новый стандарт. Подробнее о нем ниже.

CHAdeMO

Мощность до 400 кВт

Зарядный коннектор, знакомый всем владельцам Nissan Leaf, разработанный консорциумом японских автопроизводителей. В начале 2010 его пытались продвигать как мировой, но добиться этого так и не получилось.

До тех пор, пока Nissan Leaf оставался самым массовым электромобилем в мире, такой коннектор можно было считать наиболее перспективным. Но с началом доминирования Tesla он стал восприниматься как устаревший. Тем не менее, коннектор продолжают развивать и модернизировать. Так, в 2018 года максимальная мощность проводимого через него тока выросла до 400 киловатт.

А главное, CHAdeMO готовят замену, причем совместно с китайцами.

ChaoJi

Мощность до 900 кВт

Новый стандарт, который разрабатывается совместно CHAdeMO и GB/T. Такой коннектор пропускает ток силой до 600 ампер и обеспечивает наиболее быструю зарядку. Что еще важнее, он может работать в обе стороны, позволяя не только заряжать электромобиль, но в теории и раздавать энергию от машины в бытовую электросеть или заряжать другой электромобиль.

Судя по всему, именно этот стандарт станет основным как минимум в Азии и, вероятно, в России тоже.

Беспроводные зарядки — самые старые

Сейчас об этом мало кто помнит, но первые современные электромобили, которые появились в 1990-е, были оснащены беспроводными зарядками. Но не в привычном для нас виде, когда зарядное устройство монтируется в площадку, на которой паркуется машина. Беспроводная зарядка типа J1773… вставлялась в зарядный порт автомобиля, как привычные нам кабели. Разница была в том, что у коннектора не было металлических контактов, то есть передача энергии действительно шла «по воздуху».

Именно такими были зарядки у GM EV1 или электрического варианта первой Toyota RAV4. Однако вскоре от них отказались по причине низкой мощности. Тогда она могла достигать в лучшем случае 50 киловатт, что по современным маркам очень скромно.

Однако технологии беспроводных зарядок продолжают развиваться, и уже сейчас существуют рабочие образцы, способные передавать сотни киловатт электроэнергии. Единого стандарта для них, правда, нет.

Чем плохи переходники

На первый взгляд может показаться, что проблема разных коннекторов легко решается через переходники. На практике, все не так просто. Коннекторы — это не только набор электрических контактов. Это и протоколы, по которым автомобиль и зарядная станция «общаются». По результатам этого общения определяются параметры тока — его сила и напряжение, которые подходят батарее.

Если такое «общение» не удается наладить, то зарядка будет проистекать на самой медленной из возможных скоростей, чтобы гарантировано не повредить батарею. То есть она возможна, но длится будет долгие часы.

Потому, существует два типа проводников, также называемых адаптерами. Самые простые изначально рассчитаны только на медленную зарядку, например от бытовой электросети. Более продвинутые снабжены собственной электроникой, которая перекодирует сигналы между различными протоколами. Они в теории подходят и для быстрой зарядки, но стоят такие адаптеры значительно дороже.

В любом случае мы рекомендуем использовать адаптеры только в крайних случаях и стремиться к тому, чтобы заряжаться от терминалов, коннекторы которых подходят именно вашему электромобилю.

Читайте также:

Как быстро заряжаются электромобили и от чего это зависит

Аккумуляторы для электромобилей: какая химия лучше и что нас ждет в будущем