Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи

У Tesla впервые упали продажи и другие итоги 2024 года

Дата:06.01.2025


Мировые продажи электромобилей в 2024 году выросли минимум на 20,14%. Это предварительный прогноз от BloombergNEF. Продажи увеличились с 13,9 до 16,7 миллионов штук. Другие прогнозы показывают еще больший рост. Разница зависит в том числе от того, что считать автомобилями: только легковушки, легковушки и пикапы или весь автомобильный транспорт в целом.

Продажи Tesla впервые упали

На момент написания статьи еще нет подробной статистики по всем брендам, но лидер очевиден. Как и в последние несколько лет, это Tesla. Американская компания продала 1 789 226  машин, заняв первое место в мире по этому показателю.

Однако для самой Tesla результат плачевный. Впервые с момента основания компании ее продажи упали. В 2023 году они составили 1 808 581 машин, это на 38% больше, чем было в 2022 году.

Пока падение не существенное, но для Tesla это новая глава в истории компании. При том, что мировые продажи электромобилей растут, Tesla просто теряет долю рынка.

Американские СМИ видят одну из причин в провале пикапа Cybertruck. Модель, которая вызвала ажиотаж в момент своей премьеры, к началу производства оказалась мало кому нужна. Если в начале 2024 года спрос на нее ограничивался малым объемом производства, то в конце года Cybertruck уже можно было купить свободно, без ожиданий. Результат — 12 тысяч машин за 3 последних месяца. И это на фоне общих продаж Tesla за тот же период на уровне 495 тысяч машин.

Многие аналитики уже сейчас говорят о том, что программа Cybertruck была ошибкой. Вместо этого компании стоило сосредоточиться на разработке семейства бюджетных автомобилей. Такой проект был, но его закрыли, в том числе ради Cybertruck.

Более того, теперь Tesla делает ставку на роботакси. Последние станут успехом только в случае прорыва в технологии автомобильного автопилота. Если сделать этого не удастся, компанию ждет еще один провал. Напомним, что глава Tesla Илон Маск обещал создать полноценный автопилот к октябрю 2017 года. Сделать этого до сих пор не удалось.

Кто идет за Tesla

Пока очевидно второе место по продажам электромобилей в мире. Оно за BYD. Китайский автогигант за год реализовал 1 764 992 полностью электрических машин — и это не считая подзаряжаемых гибридов. Более того, в четвертом квартале 2024 года BYD вышел в лидерство в абсолюте, продав по итогам трех месяцев 595 тысяч новых электромобилей — на 100 тысяч больше, чем Tesla.

В защиту американской компании можно сказать, что ее электромобили заметно дороже BYD, и если считать продажи не в штуках, а в деньгах, то Tesla пока лидирует с большим отрывом. Очевидно, что у компании Илона Маска выше и маржинальность. Говоря простым языком, Tesla может позволить себе снизить цены на свои машины. А BYD и так продает свои электромобили дешевле некуда и скидки позволить себе не может.


Третий результат почти наверняка достался Wuling, хотя точных результатов мы не знаем. Это китайская марка, которая специализируется на ультрадоступных, но очень маленьких электрокарах с крайне слабыми характеристиками. Покупают их именно из-за цены, и за пределами Китая они почти никому не известны. Wuling — это совместное предприятие крупнейшего китайского автоконцерна SAIC и американского гиганта General Motors, но американцам в нем принадлежит только 49% и они мало что контролируют.

Четвертое место скорее всего достанется Geely, хотя некоторые аналитики ставят на него LiXiang. Последнее странно, так как компания специализируется на последовательных гибридах и их не корректно относить к электромобилям.

Точно можно сказать, что лучшими по продажам полностью электрических машин среди традиционных концернов в 2024 году стали Volkswagen и BMW. Но ни та, ни другая компания не вошли даже в топ-5 крупнейших производителей электромобилей в мире.

Более подробная статистика с разбивкой по странам и брендам ожидается ближе к весне 2025 года. Мы обязательно ее опубликуем и проанализируем.

Сколько электромобилей было продано в России в 2024 году

Первым о результатах продаж электромобилей в России рапортовал Минпромторг. Согласно подсчетам министерства, за 2024 год в стране было продано 19 390 новых электромобилей, что на 31% больше, чем 2023 году, когда реализовали 14 851 электромобиль. Общее число полностью электрических машин в стране по нашим прикидкам уже должно превышать 60 тысяч штук.

Более подробную статистику традиционно дает агентство «Автостат» - мы ждем от них данные уже после праздников и обязательно с вами поделимся. Там как минимум должна быть разбивка по брендам, которую Минпромторг не дает.


Однако тенденция ясна. Продажи электромобилей в России стремительно росли до мая 2024 года, когда правительство своими действиями ужесточило и таможенное оформление машин, что привело к росту их стоимости и снижению продаж. Если к началу весны доля электромобилей на рынке России достигала 2%, то к концу года она упала примерно до 1%.

С 1 января 2025 года правительство подняло ставки утилизационного спора на ввоз электромобилей в Россию для физических лиц. Это должно стимулировать спрос на отечественные электрокары. Для иллюстрации ситуации приведем еще пару цифр от Минпромторга: в 2024 году доля российских электромобилей на рынке выросла с 21 до 22%.

Что прогнозируют на 2025 год

В самом начале 2025 года агентство S&P Global Mobility выпустило прогноз, который обещает рост мировых продаж электромобилей на 29,9%. В этом исследовании интересны в первую очередь ожидаемые драйверы роста.

Так, в 2024 году продажи электромобилей росли в первую очередь за счет Китая. Европа, напротив, за 11 месяцев показала падение продаж на 3%, и по итогам года если и вышла в плюс, то не на много.

Однако в 2025 году именно в Европе продажи вырастут на 43,4% - то есть выше рынка. Это связано с ожидаемым выходом на рынок новых местных бюджетных электромобилей, таких как Volkswagen ID.2 и FIAT Panda.

Еще больший рост ожидается в Индии — сразу на 117 процентов. Это объясняется эффектом «низкой базы». В Индии традиционно основные продажи приходятся на бюджетный сегмент, и до 2025 года предложений из числа электромобилей в нем было не так много. В 2025, с выходом новых моделей, ситуация должна полностью измениться.

Что касается России, то здесь очень сложно делать прогнозы. На наш взгляд, ключевым фактором могут опять же стать правила уплаты утильсбора. С 1 января утильсбор вырос только для юридических лиц и физических лиц, которые ввозят машины для перепродажи. При этом ставка осталась низкой для физических лиц, которые ввозят элекaтромобили для личного пользования. Сделать это можно не только самому, но и обратившись к компаниям, поставляющим машины на заказ — именно такие услуги оказывает Rucars. Если правила вновь не поменяются, мы ждем дальнейшего роста продаж электромобилей.