Что будет с продажами электромобилей в России и в мире

Дата:06.05.2025


2025 год ознаменовался очередным витком скепсиса в отношении электромобилей. Это связано отчасти с тем, что это середина десятилетия первая четверть века— то есть промежуточная круглая дата. От того стало модным находить старые и не очень обоснованные прогнозы разного рода футурологов относительно того, что именно к этому году электромобили должны окончательно покорить мир.

Как мы видим, этого не произошло. Но что вообще происходит с продажами электромобилей в мире? Насколько тренд на их популяризацию устойчив? Или уже наметился разворот и откат обратно к бензиновым машинам?

Норвегия уже перешла на электромобили

Если отбросить старые прогнозы сомнительных блогеров и футурологов, а обратить внимание на обещания ответственных политиков и серьезных аналитиков, то 2025 как год полного перехода на электромобили назывался только в Норвегии. И это обещание фактически уже выполнено.

По данным за апрель 2025 года, доля электромобилей в продажах новых машин в Норвегии достигла 97%. Причем среди машин, купленных собственно норвежцами, она достигла почти 100%. Оставшиеся 3% - это машины, которые закупаются для использования иностранцами — например, в прокатные конторы.

При этом прямого запрета на покупку бензиновых или дизельных машин в Норвегии нет. Власти проводят классическую политику кнута и пряника, которая просто делает покупку электромобиля очевидно более выгодной. Нет и запрета на эксплуатацию старых машин. Несмотря на успех новых электромобилей на рынке, их реальная доля на дорогах только приближается к 30%. Оставшиеся 70% - это старые бензиновые и дизельные машины, которые еще некоторое время продолжат эксплуатироваться.

Остальные страны намерены отказаться от бензиновых машин не раньше 2030 года

Кроме Норвегии, ни одна другая страна в мире не обещала полного перехода на электромобили с 2025 года. Остальные страны называют другие сроки. Для остальной Европы речь как правило идет о 2030-2040 годах.

Но здесь все еще продолжается дискуссия о том, что считать электромобилем. Многие автопроизводители настаивают, что к таковым относятся и подзаряжаемые гибриды, особенно те, где двигатель внутреннего сгорания фактически служит лишь резервным генератором.

С этой точкой зрения согласны и многие политики. Так что отказ от бензиновых и дизельных машин для многих стран может не означать отказа от гибридов тоже.

С этим связаны и большие сложности в анализе статистики. Ряд аналитиков объединяют продажи полностью электрических машин и гибридов с электроприводом в одну категорию. Есть и различия в том, что считать легковыми машинами. И кто-то учитывает продажи вместе с пикапами и фургонами, а кто-то относит их к грузовикам.

Так, например, авторитетная организация Bloomberg New Energy Forum, считает, что в 2024 году продажи новых электромобилей в мире составили 17,2%. The EV Universe дает более скромную оценку — 10,8 миллиона проданных машин, но это точно только чистые электромобили.

Интересно, что продажи электромобилей по данным The EV Universe в 2024 году в мире выросли всего на 5%. А вот их рыночная доля увеличилась на 3%, с 11,45 до 14,5%. И это существенный прирост, который обусловлен снижением продаж машин с ДВС.

Рост продаж электромобилей продолжается

Свежую статистику за 1 квартал 2025 года приводит исследовательская компания Rho Motion. По их данным, за три месяца во всем мире продажи электромобилей и гибридов составили 4,1 миллиона штук, и это на 29% больше, чем было продано за аналогичный период прошлого года.

Однако нам тут важны не абсолютные цифры, а то, что продажи электромобилей растут почти по всему миру. В начале 2025 года хуже всего дела обстоят в Северной Америке, где новый президент США отменил меры поддержки спроса и установил пошлины для соседних стран. Но даже там наблюдается небольшой рост.

В Европе, где в 2024 году из-за отмены дотаций продажи электромобилей росли слабо, наоборот наблюдается резкое увеличение интереса к электрическим машинам. Причем именно полностью электрическим, доля гибридов падает.

В Китае наоборот, лучше растут продажи подзаряжаемых гибридов, но и электромобили в плюсе. На Китай вообще приходится более половины продаж электрифицированных автомобилей в мире — за три месяца там продано 2,4 миллиона таких машин, из которых 1 миллион — чистые электрокары.

Что будет дальше

Все серьезные аналитики сходятся во мнении, что доля электромобилей в мире будет увеличиваться, споры ведутся только касательно темпов и сроков. Приведем свежий прогноз от Bloomberg NEF как один из самых авторитетных.

При сохранении заданного тренда, в 2030 году продажи электромобилей в мире увеличатся до 42 миллионов в год против 17,2 миллионов в 2024 году (по их же оценке). К 2050 это число увеличится до 80%.

Для многих стран именно 2050, а не 2025 год считается ключевой точкой перехода на электромобили. Местные власти хотят просто запретить с 2050 года не бензиновые и дизельные машины как таковые, а продажу ископаемого автомобильного топлива. То есть если кто-то захочет продолжить ездить на машине с ДВС, то ему придется закупать искусственное топливо, которое пока во много раз дороже бензина или дизеля.

В менее развитых странах эксплуатация бензиновых и дизельных машин продолжится и после 2050 года. Однако сам объем рынков этих стран не предполагает, что на них будут ориентироваться производители. Проще говоря, концерны будут создавать новые модели для США, Китая, Европы, возможно Индии. И это будут электрические машины. А для остальных рынков ничего специально нового создаваться не будет — предложат то же, что и везде. То есть опять же электромобили.

При этом в других сферах транспорта электрификация будет идти далеко не так активно. Хуже всего дело обстоит в авиации: в 2050 году доля новых самолетов на электротяге хорошо если достигнет 6% - проблема тут не в электромоторах, а в том, что существующие и даже перспективные аккумуляторы для самолетов пока слишком тяжелы.

Есть сложности и с электрификацией морских судов — им важен большой запас хода. Для них в качестве решения предлагается переход на более чистых в сравнении с нефтепродуктами природный газ. К слову, если по оценкам аналитиков потребление нефти к 2050 году заметно снизится, потребление газа скорее всего возрастет.

Однако есть один тип транспортных средств, который переходит на электротягу быстрее прогнозов и, скорее всего, в скором времени станет полностью электрическим. Это… популярные в Азии трехколесные мотоциклы — грузовые или даже пассажирские.

Что мешает быстрому развитию электротранспорта

В независимости от личного отношения к электромобилям, есть несколько объективных причин, из-за которых нынешние темпы роста продаж электрокаров можно считать вполне успешными.

Во-первых, это инертность автомобильной промышленности. Производство электромобилей — это новые конвейерные линии, новое оборудование, новые технологии, требующие освоения. На обычном автозаводе, открытом 20 и более лет назад, делать электрические машины без глубокого переоснощения невозможно. 

В итоге концерны стремятся продлить производство бензиновых машин как можно дольше — до тех пор, пока переоснощение завода не потребуется по причине простого устаревания оборудования. Проще говоря, никто не хочет выкидывать станки для производства ДВС до тех пор, пока они не сломаются от старости. И это одна из причин успехов Tesla и китайцев — они и так строили заводы с нуля, им не надо было переоснащать старое производство, как «традиционным» автопроизводителям Европы, Америки, Японии и Кореи.

Существует проблема с литием, из-за которой электромобили фактически перестали дешеветь. Это очень распространенный металл на Земле, но разработка его месторождений требует существенных инвестиций. При этом есть ожидания, что в скором времени выработка лития при утилизации старых батарей достигнет существенных масштабов, что обвалит цены на этот металл. В итоге горнодобывающие компании не хотят инвестировать большие деньги в новые месторождения металла, который, как ожидается, скоро подешевеет. И это вызывает его дефицит сейчас.

Наконец, нельзя отрицать, что зарядная инфраструктура для электромобилей хотя и развивается бешеными темпами, все еще развита недостаточно, даже в самых прогрессивных странах мира. На это тоже требуется время.

А что в России

С начала 2025 года продажи новых электромобилей в России упали на 66%. Это связано с ужесточением правил ввоза иномарок с одной стороны и неготовностью отечественной промышленности полностью удовлетворить спрос с другой.

Уже сейчас очевидно, что принятая в 2021 году концепция развития электротранспорта в России выполняется с большим отставанием. Впрочем, об этом мы писали отдельно.