Слышали, что владельцы электромобилей массово возвращаются к ДВС. Это не так
В прошлом месяце международное консалтинговое агентство McKinsey опубликовало исследование о том, насколько владельцы электромобилей довольны своими машинами. Его результаты вызвали небольшую сенсацию, особенно в США.
Годами считалось, что автомобилисты, однажды пересев на электромобиль, уже никогда не вернутся к бензиновым машинам. Но из исследования McKinsey следовало, что 46% американских водителей электромобилей собираются сменить их на бензиновые машины. Это вызвало злорадство со стороны противников электрического транспорта и привело к тому, что в агентстве решили дать дополнительные разъяснения.
Если кратко, то речь в конечном счете не о том, что покупатели массово разочаровываются в электромобилях. А о том, что дилерам и зарядным станциям предстоит проделать большую работу, чтобы оправдать ожидания новых владельцев электрокаров.
О чем говорит исследование
Авторы материала опросили 36 тысяч владельцев электромобилей по всему миру. В России опрос не проводился, но спрашивали жителей США, Китая, Австралии, Германии, Бразилии, Франции, Италии, Норвегии и Японии.
В среднем в мире только 29% владельцев электромобилей заявили о том, что их следующая машина скорее всего будет с двигателем внутреннего сгорания. Наибольший процент недовольных наблюдался в Австралии — 49%. Наименьший — в Японии, где вернуться к ДВС готовы 13% электромобилистов.
Жалобы стандартны. Недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций, разочарование в том, как работают автомобильные автопилоты, чувство тревоги за то, что в критический момент останешься с севшей батареей. Впрочем, нас стразу насторожили жалобы на то, что нельзя зарядиться дома и на то, что у бензиновых машин лучше звук моторов. Это наводило на вывод о том, что опрашивали тех, кто не понимал, что покупает.
О чем позже рассказали исследователи
Исследование McKinsey вызвало большой резонанс как среди поклонников электромобилей, так и среди тех, кто выступает критиками электротранспорта. Однако в обоих случаях люди обратили внимание на то, что результаты этого опроса прямо противоречат большинству предыдущих исследований, которые говорят о том, что люди, пересев на электромобиль, в абсолютном большинстве никогда более не возвращаются к транспорту с двигателями внутреннего сгорания.
Итак, McKinsey фактически пришлось оправдываться. И оказалось, что далеко не все так однозначно.
Во-первых, выяснилось, что в 2023 году во многих странах случился всплеск продаж электромобилей. И если до того такие машины покупали энтузиасты, то именно в 2023 году за электромобилями пришел массовый покупатель. А это далеко не всегда подготовленный клиент.
Во-вторых, до 2023 года в таких странах как США или Австралия электромобили покупали как правило люди с достатком выше среднего и с высшим образованием. И покупали они преимущественно электромобили Tesla.
В-третьих, в 2023 году львиная доля пришлась на клиентов возрасте 30-40 лет. В развитых странах это как правило молодые семьи с маленькими детьми. И именно для них особенно критично остаться с маленькими детьми в непонятном месте с севшей батареей, не зная, что делать.
К тому же массовые бренды запустили наконец продажи через массовые дилерские сети своих электромобилей. И это привело к дополнительным проблемам.
Сами дилеры, привыкшие продавать и обслуживать бензиновые машины, оказались не готовы к продаже электромобилей. И порой прямо их бойкотируют. Дело тут в том, что сложившаяся модель предусматривает дилерский заработок на послепродажном обслуживании и ремонте машин. А электромобили требуют куда меньшего сервисного внимания, то есть дилеры теряют на них деньги.
В итоге дилеры продают электромобили со словами «возьмите, не понравится, вернете и купите бензиновую машину». И при этом вообще не объясняют клиентам все плюсы электротранспорта или же обещают то, что не может сбыться. Естественно, клиенты возвращаются разочарованными.
Люди, которые покупают у таких дилеров электромобили, не знают, как и где они будут их заряжать — они порой об этом даже и не задумываются. И, разумеется, испытывают разочарование при поиске зарядки.
Другая проблема в том, что в США развитая зарядная сеть есть пока только у Tesla. И только сейчас остальные автопроизводители начинают переходить на зарядный стандарт Tesla. В 2023 году опрашивали автовладельцев, которые воспользоваться публичной зарядкой от Tesla еще не могли.
Выводы авторов исследования в итоге сводятся к тому, что если дилерские сети адаптируются, а доступность зарядных станций увеличится, то и число отказов от электромобилей резко снизится. Наконец, они формулируют свою мысль так:
Неправильно говорить, что 29% владельцев электромобилей хотят вернуться к бензиновым машинам. Правильно говорить, что несмотря на все сложности в эксплуатации целых 71% владельцев электрокаров в мире никогда больше не зальют в бак топливо.
Наш опыт
Готовя этот материал, мы провели опрос в нашем Телеграм-канале. Его многие критиковали за отсутствие варианта ответа «у меня нет электромобиля, покажите результат». Учтем. Но пока данные такие.
Всего проголосовало 417 человек
О желании вернуться к машине с ДВС заявили 7%
11% заявили, что останутся верными электромобилям при условии, что ситуация с зарядными станциями улучшится. В противном случае вернуться к бензину или дизелю.
Еще 27% опрошенных признались, что у них есть и электрическая машина, и бензиновая. И они используют обе в зависимости от обстоятельств.
18% пообещали отказаться от электромобиля в случае значительного роста цен на электричество. В вопросе мы написали «если цены вырастут в 100500 раз».
Наконец, 37% опрошенных сказали, что больше никогда не пересядут с электромобиля на машину с двигателем внутреннего сгорания.
Опыт продавцов Rucars говорит о том, что большинство наших клиентов приходят подготовленными. Это люди, которые знают, что они покупают, где они будут заряжать свои машины и зачем они им нужны.
Ну а когда электромобили в России действительно станут доступны массовым покупателям, проценты, возможно, изменятся. Но мы обещаем, что сделаем все для того, чтобы быть к этому готовыми и предоставить нашим новым клиентам максимум экспертизы, сервиса и послепродажной поддержки