Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи
Важно!

В связи с нестабильным курсом юаня цены на сайте носят информационный характер.
Точную стоимость уточняйте у менеджеров: +7 (495) 255-70-30

Планируем поездку на электромобиле: где, когда и на сколько заряжаться

Дата:25.02.2025


Новый тип транспорта — это, конечно хорошо. Но только в городе, где уже есть хоть какая-то инфраструктура. Междугородные поездки попросту невозможны — негде брать энергию для движения. Так что лучше пока не покупать сомнительную техническую новинку, а для передвижения использовать старый проверенный способ… лошадь!

Это — почти точная цитата противников автомобилизации из начала XX века. Тогда нигде в мире междугородных автомобильных дорог фактически не существовало, заправок не было, а бензин продавался бутилированным в аптеках. Так что машина считалась дорогой игрушкой для богатых, а в качестве основного транспортного средства многие продолжали рассматривать гужевой транспорт.

Ситуация полностью изменилась за каких-то пару десятилетий. Весь мир массово пересел на автомобили, а лошади стали уделом любителей конного спорта.

Сейчас ситуация повторяется, и причина тому — рост популярности электромобилей. Автомобилисты смотрят на владельцев электрокаров точно также, как наездники лошадей совсем недавно смотрели на автомобилистов — с непониманием, как вообще на новом типе транспортных средств можно ездить. А ездить можно, и действительно не так, как на машине с ДВС. Привычки придется менять. И мы расскажем как.

Сколько может проехать электромобиль на одном заряде

Первое, что нужно понять, прежде, чем начинать движение на электромобиле — а сколько вообще он проедет до того, как энергия в батарее закончится. Для начала посмотрим в инструкцию.

Там будет указан запас хода. Но эти цифры — лишь первая часть уравнения, которое вам нужно решить. Для начала нужно понять, для какого из мировых рынков указаны эти значения. В России, как и в остальных европейских странах принята методика WLTP.  В США — EPA. В Китае — CLTC, которая очень похожа на устаревшую европейскую NEDS.

Они — не одинаковые. Самая честная и строгая — американская EPA. Если запас хода вашего электромобиля указан именно в EPA, то вы более-менее можете верить этим значениям, но с нюансами, о которых выше. Если в WLTP — то отнимайте минимум 10%. Если запас хода измерен в оптимистичных китайских километрах CLTC, то от реальности они отличаются примерно на 30%.

Иными словами, если для одного и того же электромобиля указан запас хода в 700 километров по EPA, 800 по WLTP и 1000 по CLTC, то не удивляйтесь и готовьтесь к тому, что в любом случае больше 700 километров вы вряд ли проедете на одном заряде.

Но есть и другие факторы

Все методики измерения запаса хода электромобиля, даже самая точная EPA, исходят из того, что водитель будет практиковать экономичный стиль вождения. В городе это означает избегание резких стартов и торможений — ехать нужно предельно плавно. За городом врагом для запаса хода становится высокая скорость — лучше придерживаться крейсерской скорости в 90-100 км/ч, в противном случае проехать удастся существенно меньше обещанной дистанции.

Если у вас мощный электромобиль (а таких все больше),и вы не готовы пренебрегать его динамическими возможностями в пути, то смело отнимайте от запаса хода еще как минимум 25%. И вот у вас остается уже не 700, а 500 километров в запасе.

Второе, и не менее важное — погодные условия. Электромобили любят такую же погоду, как и мы с вами — примерно +25 градусов по Цельсию. Если температура ниже, емкость батареи снижается, а часть энергии тратится на ее обогрев и обогрев салона.

Зимой негативным фактором становятся и зимние шины — им нужно больше энергии для преодоления сопротивления качению. Плюс свежий снег на дороге тоже создает дополнительное сопротивление и снижает запас хода.

Жаркая погода также негативно сказывается на запасе хода — часть энергии отбирает кондиционер, а также система охлаждения батареи — перегрев для нее еще страшнее переохлаждения.

Только учитывая все перечисленные факторы можно примерно представить, сколько в конкретный день и в конкретных условиях сможет проехать ваша машина прежде, чем энергия в аккумуляторах закончится.

Но даже в этом случае речь идет о предельных значениях запаса хода. В реальности все автопроизводители без исключения советуют стараться использовать только 70% емкости батарей. Это самый бережливый режим работы для аккумуляторов, которые более всего деградируют в условиях, близких к максимальному разряду или максимальному заряду. 

Так что общая рекомендация — не допускать разряда батареи ниже 10% и не заряжать ее сильнее, чем на 80%. Плюсом этого правила будет то, что именно в диапазоне от 10% до 80% зарядка протекает быстрее всего.

Как планировать поездки на электромобиле в городе

Определившись с запасом хода вашего электромобиля, вы поймете, что для ежедневных городских поездок он даже избыточен. Путь на работу и обратно редко превышает 50 километров, и даже если целый день работать на машине курьером, то с учетом пробок редко кто успевает проехать за день по Москве или другому крупному городу более 200-250 километров. Для современного электромобиля это не проблема.

Потому и быстрая зарядка, позволяющая добавить в батарею энергии на максимальную дистанцию пробега за минимальное время в городе обычно не нужна. Тем более, что стоимость киловатт-часа на быстрых зарядках как правило в несколько раз выше, чем при медленной зарядке от бортовой сети.

Так что выгоднее заряжаться именно от медленной зарядки и даже от простой бытовой электророзетки, но в ночное время. Тогда тарифы минимальны, а тот факт, что скорость зарядки будет очень низкой компенсируется малым дневным пробегом и возможностью оставлять машину на зарядку на всю ночь.

Как спланировать поездку на электромобиле на междугородной дистанции

Здесь может быть два типа поездок. Первая ситуация, это когда ваш конечный пункт назначения находится в пределах максимального запаса хода вашего электромобиля на одном заряде, и вы уверены, что в точке прибытия вы точно сможете зарядиться.

В таком случае советуем в виде исключения заранее зарядить батарею не до обычных 80%, а до 100% и адаптировать свой стиль вождения таким образом, чтобы расходовать энергию максимально эффективно — избегать резких разгонов и торможений, а на трассе сохранять умеренную скорость.

Второй вариант — это поездка на дальнее расстояние, которое точно превышает возможный пробег на одном заряде и требует одну или несколько промежуточных подзарядок.

Здесь важно заранее продумать маршрут и выбрать зарядные станции, где вы планируете пополнить запасы энергии.

Выезжать лучше с заряженной на 100% батареей, а при остановках заряжаться в диапазоне от 20% до 80% - такая зарядка не займет много времени и сбережет вашу батарею.

Это означает, что максимальное расстояние между планируемыми точками остановки на подзарядку не должно превышать половины от максимального пробега на одном заряде для вашего электромобиля.

К чему следует готовиться

На пути вас могут ждать непредвиденные сложности. Первая и самая очевидная — зарядная станция, на которую вы рассчитывали, может не работать. Простые автомобилисты в дальних путешествиях на случай, если автозаправка не работает, берут в багажник небольшую резервную канистру с топливом. С электромобилями это не работает, так что лучше заранее предусмотреть запасной вариант.

Вторая сложность — на зарядной станции вас может ждать очередь из других электромобилей. Рано или поздно вы все равно сможете зарядиться, но лучше заранее продумывать тайминг вашего путешествия в расчете на непредвиденные задержки.

Третья сложность, которую многие начинающие электромобилисты могут не учитывать. Мало найти мощный зарядный терминал. Нужно также, чтобы этот терминал подходил именно для вашего электромобиля. И дело вовсе не в зарядных разъемах.

При подключении зарядного кабеля электромобиль и зарядная станция начинают «общение» - обмен данными о характеристиках электрического тока, который зарядка может отдать, а батарея — принять. Для этого необходимо, чтобы программное обеспечение зарядного терминала подходило к программному обеспечению вашего автомобиля.

К сожалению, это происходит не всегда. Программное обеспечение зарядных терминалов требует регулярного обновления, чтобы оно работало с самыми современными моделями электромобилей. Но операторы в России об обновлении порой забывают. В итоге ваша машина и зарядная станция могут просто «не договориться».

Зарядка при этом все равно осуществится. Но и автомобиль, и зарядный терминал, не найдя «общего языка» будут осуществлять зарядку в максимально безопасном режиме — то есть очень медленно. И вы опять потеряете время.