Внимание! Мы переехали

У Rucars в Москве новый адрес: ул. Ивана Франко дом 10.
Телефон и график работы не поменялись.

Ваша команда Rucars

Эксперты усомнились в «официальных» продажах Lixiang в России: что не так

Дата:28.05.2025


В мае 2025 года в России стартовали официальные продажи автомобилей Lixiang — по крайней мере об этом заявил российский дистрибьютор марки, ООО «Гиперион лизинг». Мы уже писали прежде, что факт начала официальных продаж вызывает у нас некоторые сомнения. Как выяснилось, вопросы к российскому дистрибьютору возникают и у других участников рынка.

Что нас смущает

О том, что Lixiang официально выходит на российский рынок сама китайская компания ни разу не заявляла. Более того, в Li Auto пока вообще не заявляли о планах выхода на какой-либо иностранный рынок за пределами самого Китая. Мы направили запрос в пресс-службу Lixiang с просьбой подтвердить начало официальных поставок в Россию и до сих пор не дождались ответа.

Более того, не заявляла об этом и экспортная компания Sinomach, которая, как говорят в «Гиперион лизинге», стоит за ними. Мы написали и в Sinomach, но также не получили ответа.

Вообще Sinomach — это большой китайский концерн. И в России у него есть по меньшей мере два сайта. На одном из них указан федеральный российский телефонный номер, на который мы дозвонились. Там нам сказали, что это действительно Sinomach, но никакого отношения к торговле автомобилями Lixiang в России они не имеют.

Итак, повторимся, что о том, что Lixiang официально выходит на российский рынок мы знаем исключительно из заявлений российской компании, которая называет себя эксклюзивным дистрибьютором. 

Этот дистрибьютор создал сайт с характерным названием LiAutoOfficial.ru, причем сделал это с помощью конструктора Tilda, который как правило используется начинающими разработчиками сайтов. На нем размещены уже снятые с производства кроссоверы Lixiang 2024 года, причем по цене существенно выше, чем можно заказать в России уже рестайлинговые модели из Китая у других компаний.

И, как оказалось, смущает это не только нас.

Что узнали журналисты

Входящее в концерн РБК издание Autonews.ru выпустило репортаж, в котором описан поход корреспондента по «официальным» дилерам Lixiang в России. И там он с удивлением обнаружил, что официальные дилеры продолжают торговать машинами из альтернативных каналов поставок, проще говоря серым импортом. И даже сами эти каналы у разных дилеров отличаются.

Напомним, о чем речь. Сейчас можно совершенно легально купить автомобиль в Китае, а после совершения ряда опять же легальных процедур получить разрешение на его вывоз в Россию. После чего проводится таможенное оформление и уплачивается утилизационный сбор. При этом оформление может проводиться как на юрлицо с уплатой полного утильсбора, так и на физическое лицо — тогда на утильсборе можно серьезно сэкономить.

Все эти схемы совершенно законны, но поскольку поставками занимается не сам автопроизводитель или его представительство в России, такой импорт принято называть не белым, а серым — то есть законным, но не официальным.

При официальных продажах машины ввозятся централизованно на юрлицо, после чего распределяются по российским дилерам. Ничего подобного с Lixiang сейчас нет. Как нет и, например, русификации машин. Точнее она есть, но как допуслуга дилера, утверждает издание.

Единственное отличие официальных дилеров от неофициальных в том, что цены у «официалов» ощутимо выше, делают вывод в Autonews.ru. При этом оформление все также идет на физлицо, то есть с льготным утильсбором.

Что говорят эксперты

Во второй половине мая в Москве прошла конференция официальных дилеров Lixiang. Журналистов туда не позвали, но и менеджерам Rucars попасть на мероприятие не удалось, хотя мы были бы не против новых партнеров.

При этом накануне дилерской встречи экс-глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» РОАД Олег Мосеев написал у себя в открытом телеграм-канале буквально следующее.

«В веселые времена живем. Российская компания, которая не принадлежит производителю и не имеет с ним прямого договора на дистрибуцию (если это не так, поправьте меня с фактами) заявляет, что сможет победить альтернативный импорт. При этом пока сама везет автомобили, оформляя их на физиков».

У Мосеева многолетний опыт работы на руководящих постах в крупных российских дилерских холдингах, так что обычно он крайне аккуратен в оценках. Но не в этот раз. Очевидно имея инсайт с той самой дилерской конференции, по ее итогам эксперт написал еще более разгромный пост:

«Вчера прошла так называемая дилерская конференция. Дилерам раздали бумажки, подтверждающие, что они дилеры. Аплодируем стоя. При этом подтверждения законности называть себя сегодня дистрибутором Sinomach не предъявила. Хотя лица вроде бы имеющие отношения к Li Auto присутствовали».

Дальше Мосеев перечисляет условия работы официальных дилеров. Машины будут поставляться по альтернативным каналам импорта по меньшей мере до осени 2025 года. Тогда на них обещают сделать одобрение типа транспортного средства (ОТТС). При ввозе в частном порядке, как это происходит сейчас, оформляется другой документ — СБКТС.

Отметим, что тот же дистрибьютор, который называет себя официальным представителем Lixiang в России, с 2023 года без особого успеха возит в Россию автомобили собственной марки Oting, являющиеся моделями Nissan китайской сборки. И о получении ОТТС на Oting до сих пор ничего не слышно, хотя такие обещания были даны уже полтора года назад.

Но вернемся к Lixiang. Дилерам предлагаются устаревшие модели по ценам на миллион рублей и выше рынка. И от дилеров требуют закупиться запчастями на склад у того же поставщика. Как уверяет Мосеев, это зачастую невостребованные запчасти, к тому же по ценам в 2,5 раза дороже рынка.

«Дорогие мои друзья дилеры! А вам зачем это все? Если так хочется потратить, я могу номер карточки дать», - заключает Мосеев.

При этом сама дилерская конференция смутила не его одного. Телеграм-канал издания «Китайские автомобили» утверждает, что тоже получил доступ к дилерским материалам с конференции.

«Китайские автомобили ознакомились с представленной дилерам "временной схемой взаимодействия". Начнем с того, что в ней указаны 7 различных участников, не считая таможни. И среди них нет Li Auto», - пишет издание.

Поделилось издание и фотографиями с дилерской конференции. Снабдив их вот таким замечанием.

«Интересно, появятся ли эти снимки в китайских медиа и, если да, то какой будет реакция на них китайской публики. Ведь Li Auto столько лет сознательно избегала выхода на зарубежные рынки... ».

Параллельный импорт запретят?

При этом пресс-служба «Гиперион лизинга» выпустила уже несколько пресс-релизов, в которых звучат угрозы к неофициальным дилерам. Как метко выразился по поводу этих релизов глава агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Сверстаны не аккуратно. Но тон… напористый».

Вот только как именно «официальный» дистрибьютор собирается бороться с альтернативным импортом не совсем понятно. Во-первых, пока он сам осуществляет поставки именно таким образом и никак иначе. Во-вторых, повторимся, «серые» схемы импорта совершенно законны, а потому требовать прекращения такой деятельности на законных основаниях нельзя.

Закон не запрещает вам купить автомобиль в Китае и привезти его в Россию с уплатой всех сборов и платежей. И не запрещает воспользоваться при этом услугами посредников. Наличие или отсутствие официального представительства бренда в России при этом ничего не меняет. Напротив, на примере Geely существовала практика, когда владельцам «серых» машин предлагалось доплатить официальному дилеру разумную сумму и получить совершенно официальную заводскую гарантию.

Позиция Rucars

Мы вовсе не против официального прихода Lixiang в Россию, будем рады сотрудничать с представительством марки и, возможно, тоже станем одним из официальных дилеров. 

Мы считаем, что покупатели только выиграют, если получат выбор купить Lixiang подешевле, с оформлением на физлицо из каналов альтернативного импорта или заплатить больше и взять у официального дилера машину с заводской гарантией и с адаптацией к российским условиям. 

Но пока никаких подтверждений тому, что официальный приход Lixiang в Россию в обозримом будущем произойдет, у нас нет.

А то, что мы видим сейчас — не более чем агрессивный пиар со стороны одного из многочисленных поставщиков машин из Китая по альтернативным каналам. Который, видимо, должен оправдать сильно завышенные цены на устаревшие модели автомобилей.