Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи

В России вновь объявили о начале официальных продаж автомобилей Lixiang и Zeekr: что с этим не так

Дата:27.03.2025


Структура, называющая себя представительством китайской компании Sinomach Auto в России, опубликовала пресс-релизы о том, что она заключила соглашения с Zeekr и Lixiang о дистрибуции автомобилей в России и в скором времени намерена начать официальные продажи машин этих марок. Это далеко не первый случай на нашей памяти, когда кто-то называет себя официальным дистрибьютором или дилером автомобилей данных марок. А потому мы попытались разобраться, о чем речь в этот раз и есть ли различия.

Что не так с официальным заявлением

Первый вопрос, который у нас возник — что такое «представительство Sinomach Auto» в России? Если порыться на разных сайтах, которые используют данное название, то возникает некое ООО «Гиперион Лизинг (Тяньцзинь)». Найти упоминание данной компании на удивление сложно, хотя вообще-то пресс-релизы и официальные сайты принято подписывать не абстрактным «представительство Sinomach Auto», а конкретной российской дочерней структурой.

При этом ни на глобальном сайте Lixiang, ни на сайте Zeekr, ни на сайте Sinomach, ни на сайте дочерней Sinomach Auto никакой информации о выходе на российский рынок нет. Более того, пресс-релизы пришли с домена http://sinomachauto.ru/, который зарегистрирован на китайскую экспортно-импортную компанию LLC "HUAYUN AIE. О том, что такое «экспортно-импортная компания» мы расскажем ниже.

Неофициально сотрудники «представительства Sinomach Auto» в России еще в конце 2023 года рассказывали следующую историю. Есть крупный китайский государственный концерн Sinomach (это правда). Он в том числе занимается импортом премиальных европейских автомобилей в Китай, таких как Porsche и Audi. Желая расширить свой бизнес, он начал поставки машин из Китая в Россию с тех заводов, которые не желают делать это напрямую. Начать решили с завода Nissan.

Чтобы обойти санкционные риски, внедорожники Nissan китайского производства в Россию стали привозить под специально придуманной для этого маркой Oting, а чтобы замести все следы создали цепь посреднических компаний, которая со стороны России заканчивается все той же ООО «Гиперион Лизинг (Тяньцзинь)». Подчеркнем, что это версия, озвученная только в России, российским ООО.

Автомобили Oting действительно продаются в России с конца 2023 года. Но никаких подтверждений того, что это официальные поставки Nissan на российский рынок нет.

Rucars.ru направил запросы в пресс-службы Lixiang и Sinomach с просьбой подтвердить или опровергнуть их присутствие на российском рынке и вообще, имеют ли они какое-либо отношение к ООО «Гиперион Лизинг (Тяньцзинь)». Ответы пока не получены. Ранее мы отправляли запрос в Zeekr о выходе на российский рынок и получили ответ о том, что официально подобных планов в обозримом будущем нет.

Есть и другие странности. Например, в ноябре 2024 года та же структура, называющая себя «представительства Sinomach Auto» в России, объявила о старте официальных продаж китайских автомобилей Rox. Продажи действительно стартовали, но со стороны самой марки Rox, она же Polar Star никакого тому подтверждения не было и нет. Более того, на официальном международном сайте Rox среди стран присутствия марки значится, например, Казахстан. Но не Россия.

Иными словами, мы достоверно знаем о старте официальных продаж Lixiang в России пока лишь от компании, которая на словах заявляет о себе как о «представительстве Sinomach Auto», а юридически является просто российским ООО. 

Как Rucars (и не только) поставляет автомобили Lixiang и Zeekr в Россию

До сих пор большинство автомобилей Lixiang и Zeekr поставлялись в Россию из Китая абсолютно легальным путем, в том числе стараниями Rucars. Делается это следующем путем.

1) Автомобили продаются и покупаются в Китае. Покупателем выступает одна из экспортно-импортных компаний — такая же, как и та, на чье имя зарегистрирован домен sinomachauto.ru. С этого момента автопроизводитель к экспорту своих машин уже не имеет отношения. Официально машины проданы в Китае.

2) Экспортно-импортная компания оформляет необходимые документы на вывоз машин из Китая. И передает их вместе с этими документами российским партнерам — например Rucars.

3) Российская компания ввозит машины в Россию, оформляет российские документы и передает их российским клиентам. При этом покупателям предлагаются дополнительные услуги, включая гарантию и сервисное обслуживание.

Эта схема в народе называется «серой». Если бы она была незаконной, но называлась бы «черной». Но она и не «белая», так как сам автопроизводитель к поставкам машин в Россию не имеет формально никакого отношения.


Что такое ОТТС и почему это важно

Возникает вопрос, чем схема официальных продаж Zeekr и Lixiang в России через цепочку посредников отличается от неофициальной, которую используем мы, в Rucars? На первый взгляд — ничем. Но мы — честная компания, так что должны упомянуть все нюансы.

В пресс-релизе «представительства Sinomach Auto» говорится о планах под конец 2025 года провести официальную сертификацию и получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на автомобили Lixiang в России.

Это не самая простая процедура, и с автомобилями Lixiang она в самом деле до сих пор не проводилась. Для конечного покупателя это будет означать следующее.

- Если вы покупаете автомобиль за заказ на физлицо, то платите НДС и льготный утильсбор.

- Если вы покупаете автомобиль у «серого» дилера в наличии, то он платит полный утильсбор, а НДС берут и с дилера, и с вас.

- Если вы покупаете у «официального» дилера автомобиль с ОТТС, но НДС платите только вы и можете вернуть его при покупке в лизинг. Иными словами, если «официальное» представительство Lixiang и Zeekr в России сможет получить ОТТС, мы признаем, что покупка у них машин на юрлиц, вероятно, будет наиболее выгодной.

Мнение Rucars

Из всего вышеперечисленного у читателя может сложиться, что Rucars выступает против появления официального дистрибьютора Lixiang или Zeekr в России. 

Это вовсе не так!

Мы поддерживаем и всегда поддерживали любые действия, которые способствуют распространению электрического транспорта в нашей стране. И если появятся официальные дистрибьюторы ведущих марок — мы первыми их поддержим и будем рады с ними сотрудничать.

Однако за прошедшие годы очень многие из наших недобросовестных коллег поспешили объявить себя официальными дилерами Zeekr или Lixiang, так что к очередным новостям на эту тему мы относимся очень осторожно.

Пока описанная в пресс-релизах схема поставок автомобилей из Китая в Россию не выглядит ни новой, ни официальной. Исключением является намерение получить ОТТС, но для начала это должно произойти. Опять же, за последние годы мы видели множество обещаний получить ОТТС, которые ничем не заканчивались.

Однако нам важно отметить, что официальные поставки автомобилей в Россию не через местное представительство, а посредством локального дистрибьютора действительно возможны. В свое время крупнейший российский дилерский холдинг «Рольф» выступал именно официальным дистрибьютором Mitsubishi и Hyundai в России. Правда потом обе марки не стали продлевать с «Рольфом» соглашение о дистрибьюторстве, открыли свои представительства, а «Рольф» остался лишь одним из официальных дилеров.

Одним из руководителей «Рольфа» в период, когда компания была дистрибьютором Mitsubishi, был Дмитрий Роткин. Сейчас вот именно этот Дмитрий Роткин… сейчас возглавляет то самое «представительство Sinomach Auto» в России. Совпадение?