В России хотят снова пересмотреть ставки утилизационного сбора на автомобили

С 1 января 2025 года в России существенно выросли ставки утилизационного сбора на автомобили. По задумке правительства, это должно было повысить доходы бюджета и поддержать отечественных автопроизводителей, которым утильсбор частично компенсируется.
Однако уже в конце мая 2025 глава Минпромторга Антон Алиханов допустил, что в этом году бюджет недополучит 200 миллиардов рублей доходов от утилизационного сбора. А в июне в правительстве заговорили о том, что правила этого самого утильсбора вновь могут измениться. Как так получилось?
Что такое утильсбор и почему он так важен
Утильсбор — это оригинальное изобретение российских чиновников, которое позволяет взимать плату за впервые продаваемые в России автомобили, новые или подержанные, без каких-либо ограничений.
Официально он уплачивается для того, чтобы компенсировать расходы государства на утилизацию автомобиля в будущем. На практике, и этого особо никто не скрывает, утильсбор ввели как альтернативу таможенным пошлинам в момент вступления России во Всемирную торговую организацию.
Правила ВТО требовали от России в том числе снижения таможенных пошлин на иномарки. И пошлины были снижены. Но взамен был введен тот самый утильсбор, так что себестоимость иномарок в России не изменилась.
Формально утильсбор платят все — и импортеры автомобилей, и российские производители, так что все в равных условиях и правила ВТО не нарушаются. На деле государство компенсирует российским заводам часть утильсбора в зависимости от степени локализации машин. Если автомобиль собран в России из полностью российских деталей — утильсбор заводу возвращают в полном объеме.
С развитием Евразийского экономического союза утильсбор стал еще и методом ограничения поставок в Россию машин из стран этого самого союза. Условно говоря, пройти таможенное оформление автомобиля в Белоруссии может стоить заметно дешевле, чем в Россию, а из Белоруссии в Россию машина ввозится уже без уплаты таможенных пошлин. Но чиновники все равно потребуют заплатить российский утильсбор, в который включат всю разницу в стоимости таможенного оформления в союзной стране.
При этом в последние годы ставки утильсбора регулярно повышались. Это вызывало не только рост цен на автомобили, но и напряженность на рынке: участники автобизнеса просто не знали, когда и на сколько повысят утильсбор в следующий раз и не могли планировать стратегию ведения бизнеса в России.
Поэтому, в 2024 году было принято постановление, устанавливающее четко прописанную ежегодную индексацию утильсбора до 2030 года. Именно по этому постановлению ставки утильсбора значительно выросли с 1 января 2025 года. Так, при ввозе на юрлицо ставка утилизационного сбора для электромобилей и последовательных гибридов выросла с 32 600 до 667 400 рублей. С 1 января 2026 года она должна вырасти вновь и составит уже 800 800 рублей. Но этого может и не произойти.
Почему доходы от утильсбора оказались ниже планируемых
Разумная в целом идея заранее составить график повышений утилизационного сбора на деле привела к тому, что импортеры в конце 2024 года постарались ввести как можно больше машины. При этом данные автомобили были закуплены в период низкой стоимости российской валюты — то есть в рублевом выражении дорого. И продавать их дешевле себестоимости никто не хочет.
А продавать сложно — Центробанк в рамках борьбы с инфляцией установил высокую ключевую ставку, из-за чего стоимость автокредитов для населения взлетела на запредельные высоты.
В итоге на рынке сложилась ситуация, в которой есть много машин 2024 года выпуска, продать которые в кредит не удается, а без кредитов было сложно и раньше. И за них уже уплачен утилизационный сбор в 2024 году.
На этом фоне привозить новые автомобили 2025 года выпуска импортеры не торопятся — это помешает распродать старые остатки. И утильсбор в 2025 году не собирается в том объеме, на который рассчитывал Минпромторг.
Падение продаж наблюдается даже у отечественных производителей. АвтоВАЗ уже предупредил, что план продаж на 2025 год будет скорректирован в сторону снижения. Причины те же. С одной стороны населению стало сложнее покупать автомобили в кредит. А с другой на рынке скопилось множество иномарок 2024 года, которые дилеры вынуждены продавать со скидками по цене, которая уже близка к стоимости автомобилей Lada.
По иронии судьбы, именно АвтоВАЗ был одним из главных инициаторов повышения утильсбора, веря, что это оградит его от конкуренции с китайскими машинами. В долгосрочной перспективе это, возможно, так и сработает, но в 2025 году привело к прямо противоположному эффекту. К тому же, компенсация утильсбора для отечественных автопроизводителей осуществляется с некоторой задержкой. То есть АвтоВАЗ сам с 1 января платит за свои машины повышенный утильсбор, а вернуть эти деньги получится не сразу, а спустя месяцы.
Что хотят изменить
На фоне сокращения продаж и производства новых автомобилей в России, премьер-министр страны Михаил Мишустин провел стратегическую сессию, посвященную развитию автомобильной промышленности. На ней в частности вновь прозвучала идея о корректировке правил расчета утилизационного сбора.
В частности, прозвучали две идеи, одна тревожная, другая скорее обнадеживающая. Начнем с первой. Утильсбор хотят рассчитывать отдельно для физических и для юридических лиц.
Все, кто в курсе, знают, что раздельно он считается уже сейчас. При ввозе в Россию нового автомобиля на физическое лицо без права его перепродажи в течение 12 месяцев платится льготный утильсбор — всего 3 400 рублей. Именно по этой схеме ввозятся электромобили и гибриды на заказ нашей компанией Rucars и другими подобными продавцами.
Если же автомобиль сначала ввозится в Россию, в независимости физическим или юридическим лицом, но обязательно для перепродажи, то взимается полный утильсбор. Для электромобилей он в 2025 году составляет 667 400 рублей.
Таким образом, речь вероятно идет не о том, что для физлиц и для юрлиц утильсбор будут считать по-разному. А о том, что сама формула подсчета может измениться. Это тревожно в первую очередь тем, что утильсбор для физлиц могут поднять.
Позитивной же выглядит идея рассчитывать утилизационный сбор не по объему двигателя, а по лошадиным силам. Это дает преимущество электромобилям и гибридам. Дело в том, что при расчете мощности машин с электроприводом учитывается так называемая длительная мощность, которая развивается непрерывно в течение минимум 30 минут. И у электромобилей и гибридов она как правило в несколько раз меньше пиковых показателей.
Иными словами, электромобиль мощностью 600 л.с. будет учтен как 200-сильный, и утильсбор для него в теории будет ниже, чем для 300-сильной бензиновой машины.
Так или иначе, пока это всего лишь предложения и наша их интерпретация. Но, кажется, все действительно идет к тому, что правила утильсбора, зафиксированные до 2030 года, к этому времени еще поменяются. Причем, возможно, уже в 2025 году. И в последствии еще не раз.