Трамп выступает против электромобилей, а акции Tesla растут в цене. Как это возможно?

Дата публикации: 13 ноября 2024
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
За что Илон Маск поддержал кандидата от республиканцев?
Трамп выступает против электромобилей, а акции Tesla растут в цене. Как это возможно?


В англоязычном сегменте интернета, посвященном электромобилям, образовался некоторый логический дисбаланс. С одной стороны аналитики почти без исключений предупреждали о том, что для развития электрического транспорта в Америке предпочтительнее победа Камалы Харрис, а не Дональда Трампа на выборах президента. С другой, глава Tesla Илон Маск прямо поддержал именно Трампа, а с его победой котировки акций Tesla взлетели в заоблачные дали. Как такое возможно? Давайте разберемся.

Как Трамп относится к электромобилям?

Как ни парадоксально это звучит, но Дональд Трамп, похоже, очень нейтрально относится к электромобилям самим по себе. При том, что прежде он позволял себе очень резкие высказывания о той или иной модели машин. Например, называл компактный Ford Fiesta автомобилем, который понравится только нелегальным эмигрантам из Мексики. Об электрокарах он ничего такого, кажется, не говорил.

Неприязнь к Трампу со стороны американских электромобилистов объясняется другим. Избранный президент весьма критично относится к заботе об окружающей среде с одной стороны и ко всякого рода государственным дотациям — с другой.

Проще говоря, Трамп не одобряет ни экологические ограничения, которые накладываются на американскую промышленность, ни поддержку спроса на электромобили за счет налогоплатильщиков.

В то же время, избранный президент выступает за свободу выбора покупателей. Он точно не собирается запрещать продажу электрических машин, но считает, что покупатели должны голосовать за них собственным рублем, точнее долларом. И если они делают выбор в пользу бензиновых V8 — это тоже их право.

Что до отказа в госдотациях на покупку новых электромобилей, то их Трамп намерен компенсировать традиционным для республиканцев способом — снижением налогов. Это с одной стороны повысит благосостояние покупателей, а с другой позволит автопроизводителям самим снизить цены. И те, кто действительно этого хотят, смогут купить электромобили дешевле — но естественным образом, а не за счет других платильщиков налогов.

Также важно отметить готовность Трампа вести экономические войны с конкурирующими государствами, в том числе на автомобильном рынке. Он ясно выразил готовность повышать ввозные пошлины на импортные автомобили в Америке. США остается богатейшим автомобильным рынком в мире (в Китае продается количественно больше машин, но в США на покупку авто суммарно тратят больше денег). И защита американского рынка от европейских или китайских автопроизводителей явно пойдет на благо местным компаниям.

Суммируя все перечисленное, такая позиция Трампа привела к росту котировок акций почти всех американских автоконцернов, в том числе таких традиционных, как General Motors и Ford. В проигрыше оказались только стартапы, нуждающиеся в господдержке. Однако даже на этом фоне акции Tesla подорожали сильнее других. В чем же причина?

Трамп не даст Маску соврать

Стоимость акций — это показатель, который отражает не нынешнее положение дел в компании, а ожидания инвесторов относительно ее будущего. Tesla сейчас стоит почти втрое дороже, чем такие гиганты как Toyota, Volkswagen, General Motors и Hyundai. Не по отдельности, а вместе взятых. 

Совершенно очевидно, что у любого из перечисленных концернов стоимость активов в виде заводов и других мощностей будет больше, чем у Tesla. Но инвесторы именно последнюю оценивают выше. С чем это связано?

Можно было бы предположить, что с ожиданиями роста спроса на электромобили. Tesla уже сейчас лидирует по продажам в этом сегменте в мире, но в последние пару лет продажи растут уже не столь высокими темпами, как раньше. Более того, если прежде Tesla стремительно уходила в отрыв от конкурентов, то теперь ее догоняют. А китайская BYD уже почти что догнала.

В рукаве Илона Маска остается еще один козырь — технология автономного вождения. Он обещал, что уже к концу 2017 года электромобили Tesla смогут обходиться вообще без водителей, и с тех пор раз в год продлевал дату наступления этого заветного момента.

Осенью 2024 года Маск представил новые, беспилотные модели Tesla для такси и общественного транспорта. И в очередной раз пообещал, что они вот-вот выйдут на дороги общего пользования.

Для того, чтобы это произошло, просто изобрести автопилот, однако, не достаточно. Надо, чтобы таким машинам разрешили ездить по американским дорогам и улицам. И считается, что Трамп сделает все для того, чтобы предоставить Маску такое разрешение, причем чуть ли не на эксклюзивной основе.

Трамп уже нашел государственную должность для Маска

С момента инаугурации Трампа в январе 2025 года и до лета 2026 Илон Маск будет одним из двух руководителей новой организации, созданной Трампом, которая займется анализом эффективности американской бюрократии и сокращением расходов. Предполагается, что многих чиновников, без которых американское государство может легко обойтись, ждет увольнение.

Есть основания полагать, что опыт Маска может оказаться полезным. Возглавляемая им аэрокосмическая компания Space X уже смогла показать, что расходы на космос могут быть в несколько раз ниже, если этим будет заниматься не государственное агентство NASA, а частная контора.

Tesla — это тоже компания с невиданным для массового автопроизводителя уровнем рентабельности, который в последние годы превышает 20%. Для сравнения, прежде считалось, что 3% рентабельности в таком бизнесе, как массовое производство автомобилей — это хороший показатель.

Это дает инвесторам повод ожидать, что и на новой должности Маск покажет себя с лучшей стороны, что даст отличный буст его дальнейшей политической карьере. Стать преемником Трампа на посту президента Маск по американским законам не может — для этого надо родиться в США, а Маск родом из ЮАР. Но в Америке есть много должностей, для которых таких ограничений не существует. Губернатор Техаса тоже звучит не так уж и плохо.

Разумеется, в США нет, не может быть и никогда не было никакой коррупции. Но почему-то инвесторы считают, что для бизнеса хорошо, если его основной владелец и руководитель становится любимчиком избранного президента. И это еще одна из причин роста курса акций Tesla.

Материалы по теме
При этом спрос на вседорожник Lyriq за год упал почти на треть
2 июля 2025
Конкурентом новинки называют Audi A6
23 апреля 2025
Почему китайские автоконцерны не спешат объявлять о начале бизнеса в России
27 марта 2025
Электромобиль по-прежнему стоит от 529 800 юаней
21 марта 2025
Электромобили стоят дорого. Можно ли сэкономить на их эксплуатации
14 февраля 2025
Автомобиль должен поступить в продажу уже в ближайшее время
26 августа 2024
В прошлом месяце баварский автопроизводитель продал в Европе 14 689 едииниц
23 августа 2024
Он сделан из бутылок, одежды и рыболовных сетей
21 августа 2024
Электрический спортседан Audi e-tron GT, дебютировавший в 2021 году, пережил плановое обновление. Купеобразная модель, находящаяся в родстве с Porsche Taycan, мало изменилась визуально, но прошла серьёзную техническую модернизацию. На европейском рынке её уже можно заказать по цене от 126 000 до 160 500 евро (135—171,9 тысячи долларов).
18 июня 2024
Вживую автомобиль представят на автосалоне в Пекине
11 апреля 2024
Меню
+7 (495) 255-70-30
Наш адрес
г.Москва, улица Ивана Франко, 10
Время работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00