В России вновь повышают утилизационный сбор на электромобили. Что будет с ценами

Дата публикации: 16 июля 2024
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
Стоимость ввоза каждой машины увеличится более чем на 2 млн руб.
В России вновь повышают утилизационный сбор на электромобили. Что будет с ценами


Минпромторг России опубликовал проект постановления Правительства, согласно которому резко увеличиваются ставки утилизационного сбора на все автомобили, в том числе электрические. Согласно документу, новые ставки начнут действовать уже с 1 октября 2024 года.  Далее утилизационный сбор на электромобили будет индексироваться ежегодно и достигнет максимума к 2030 году.

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор на автомобили в России появился в 2012 году. Официально он нужен для того, чтобы государство заранее собирало деньги на утилизацию автомобилей в момент их ввода в эксплуатацию на территории России, а не когда машине физически потребуется утилизация. 

Не официально, и это особо никогда не скрывалось, утилизационный сбор понадобился при вступлении России во Всемирную торговую организацию, что привело к снижению таможенных  пошлин на ввоз иномарок. Утильсбор таким образом уравновесил это снижение и иномарки относительно отечественных машин не подешевели.

Утилизационный сбор платится с любого автомобиля, как ввозимого в Россию, так и выпущенного на отечественном предприятии. Однако сами отечественные автопроизводители взамен получают из бюджета компенсацию в зависимости от степени локализации. Предполагается, что для полностью локализованных машин и утильсбор компенсируется в полном объеме.

При этом физические лица, которые сами покупают машину за границей и ввозят ее в Россию для личного пользования, платят утильсбор по льготной ставке. Сейчас она составляет 3 400 руб. для новых машин и 5 200 рублей для машин старше 3 лет. Этот параметр меняться не будет. А вот для юридических лиц и физических лиц, занимающихся перепродажей машин, утильсбор существенно вырастит.

Насколько увеличится утильсбор

Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 000 руб. и меняться не будет. Однако для каждого типа автомобилей и разных покупателей к этой сумме действуют разные коэффициенты. Именно они и изменятся.

Вот таблица утилизационного сбора на новые электромобили и последовательные гибриды, в которых есть бензиновые моторы, но они служат генераторами и не связаны с колесами.


Ставки для машин старше трех лет вырастут еще сильнее. К 2030 году они достигнут 2 062 600 руб за автомобиль.

Какие электромобили подорожают

В первую очередь подорожание ждет электромобили и гибриды, которые официально поставляются в Россию и продаются через дилерские центры. Для них действует ставка как для юридических лиц.

Во-вторых, подорожают отечественные электромобили. Это связано с одной стороны с низким уровнем их локализации, а с другой с законами рынка: если дорожают импортные конкуренты, возникает соблазн следом поднять цены и у отечественных производителей.

В-третьих, подорожают те электромобили, которые неофициальные дилеры везут не под заказ на конкретного покупателя, а для того, чтобы они были в наличии. Иными словами, купить машину  в наличии в России в любом случае будет дороже.

Как избежать оплаты повышенного утильсбора

Единственная категория покупателей, кто сохраняет право на льготный утилизационный сбор — это физические лица. Для этого нужно, чтобы машина была изначально куплена на конкретное физическое лицо и от его имени проходила таможенное оформление в России. 

Ехать самому за автомобилем за границу пока не обязательно. Но нужно будет уже в России сделать заказ конкретной модели электромобиля, выбрать все опции и договорится о предоплате. Так сейчас в Россию попадает большинство электромобилей, в том числе через Rucars.

При этом владелец берет на себя обязательство не продавать автомобиль в течение 12 месяцев и может таким образом заказать не более одной машины в год. За вторую утильсбор придется платить в полном объеме.

Также сохраняется опасность доначисления утилизационного сбора уже новому владельцу в случае, если машина была куплена у физического лица в России, если первый хозяин владел ей менее 12 месяцев. Это важно знать всем потенциальным покупателям.

Зачем вообще повышают утильсбор

В Минпромторге не скрывают, что их цель — развивать отечественную автомобильную промышленность, для чего и делают покупку импортной техники максимально невыгодной. Некоторые категории транспортных средств, например экскаваторы и погрузчики, пока выпускаются в России в недостаточном количестве, так что утильсбор на них повысят не сразу.

Что касается электромобилей, то в сообщении Минпромторга прямо сказано, что сейчас «электромобили всех сегментов,» производятся в России в достаточном количестве. Мы недавно подробно писали о том, что это за модели.

Ознакомьтесь с нашим каталогом электромобилей и успейте купить до повышения.

Материалы по теме
Цены на модернизированный вседорожник начинаются с 30,7 тысячи долларов
13 июля 2025
Раллийный электрокар оценили в 60 тысяч евро
3 июля 2025
Юбилейным автомобилем стал минивэн Zeekr 009 Grand
16 июня 2025
Больше половины продаж бренда в мае пришлось на электромобиль Sealion 7
6 июня 2025
Два автопроизводителя создали совместное предприятие для ускоренной разработки электромобилей нового поколения
13 ноября 2024
Компания без разрешения использовала образы из ленты на презентации роботакси
23 октября 2024
Компания представила отчёт за второй квартал и поделилась планами на будущее
24 июля 2024
Первый суперкар без ДВС марка покажет в конце 2025 года
18 июля 2024
Zeekr лидируют на рынке электромобилей в России. В чем секрет их успеха
15 апреля 2024
Меню
+7 (495) 255-70-30
Наш адрес
г.Москва, улица Ивана Франко, 10
Время работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00