Для каких автомобилей хотят резко поднять утильсбор
Стоимость популярных моделей электромобилей и гибридов в России в самое ближайшее время может существенно увеличиться. Виной тому новые правила расчета утилизационного сбора для физических лиц. С таким предложением к правительству уже обратился Минпромторг, о чем заявил сам глава министерства Антон Алиханов.
Как рассчитывается утильсбор
Инициатива министерства — ввести дополнительное ограничение для льготного утильсбора, на который имеют права физические лица, покупающие машину для личного пользования.Сейчас существует два способа расчета утилизационного сбора. Первый — коммерческий. Его платят все отечественные производители, а также импортеры автомобилей, которые ввозят машины как юридические лица. Производителям государство утильсбор компенсирует (полностью или частично, в зависимости от степени локализации), импортерам — нет.
Нетрудно догадаться, что система призвана действовать в интересах отечественной автомобильной промышленности. Например, утильсбор на электромобили и последовательные гибриды в России составляет 667 400 рублей с каждой машины. И это та сумма, на которую иномарка в теории должна быть дороже российского аналога при условии, что последний полностью локализован.
Однако если вы физическое лицо, то у вас есть право самостоятельно или с помощью такой компании, как, например, Rucars купить на свое имя машину за границей и ввести ее в Россию для личного пользования. Тогда утильсбор для вас составит всего 3 400 рублей, то есть разница очень существенная.
Правда, для получения такой льготы есть три ограничения, а скоро появится четвертое. Первое ограничение — один человек может ввести для личного пользования не более одного автомобиля в течение 12 месяцев.
Второе ограничение — машину нельзя продавать в течение 12 месяцев. Это ограничение можно нарушить, но тогда уже новый владелец должен будет доплатить разницу между льготным и коммерческим утильсбором, иначе паспорт транспортного средства просто аннулируют и пользоваться машиной будет нельзя.
Третье ограничение касается объема двигателя внутреннего сгорания. Если он больше 3,0 литра — то придется платить полный, коммерческий утильсбор. И, наконец, четвертое ограничение:
Что хотят изменить
По словам министра, в ближайшее время будет добавлено еще одно ограничение для физических лиц — мощность машины не должна будет превышать 160 л.с. Если больше, то придется платить полный коммерческий утильсбор, как это делается в случае с машинами, у которых мотор более 3,0 литров рабочего объема.Это бьет в первую очередь по электромобилям и последовательным гибридам — то есть таким гибридам, у которых ДВС служит генератором электричества, а за вращение колес отвечают исключительно электромоторы. Сейчас все из них можно оформлять по льготному утильсбору. Да и параллельные гибриды, у которых ДВС все же связан с колесами тоже можно, так как мы не можем вспомнить ни одного гибрида с мотором более трех литров объема.

При этом сама природа электромобилей позволяет делать их очень мощными. Главным ограничителем по мощности для них служит не конструкция электромоторов, а емкость батареи. Но если емкости батареи хватает для обеспечения запаса хода в 400 и больше километров, то ее энергии хватит и на то, чтобы питать электромоторы высокой мощности.
Чем аргументирована норма в 160 л.с.
Осенью 2024 года в России случились два события, которые сильно изменили ситуацию на автомобильном рынке. Во-первых, были приняты новые ставки утилизационного сбора. Их сильно подняли и рассказали, как будут ежегодно поднимать до 2030 года. Так, например, для электромобилей коммерческую ставку подняли сразу с 32 600 до 667 400 рублей, а с 1 января 2026 года поднимут уже до 800 800 рублей.Сделано это было с целью увеличить стоимость иномарок и тем самым сделать отечественные автомобили более привлекательными. Однако это решение наслоилось на то, что Центральный банк России в целях борьбы с инфляцией установил очень высокую ключевую ставку. Она влияет на процент по кредитам, в том числе на покупку автомобилей.
В итоге купить машину в кредит сейчас очень дорого, и этого почти никто не делает. Как итог, мы видим резкое падение продаж новых автомобилей в России.
Минпромторг столкнулся сразу с двумя проблемами. Во-первых, с падением продаж всех машин, в том числе отечественных. Сам Алиханов прогнозировал, что если не принять мер падение рынка по итогам года может составить 40%. А во-вторых, из-за падения продаж сократилось и поступление денег от утилизационного сбора — он собирается с машин, а если машины не продаются, то и сбор не платится.
При этом в Минпромторге понимают, что помочь продажам отечественных машин можно только одним способом — сделать их доступнее. Для этого государство должно предоставить какие-то льготы или профинансировать дорогие кредиты. На все это нужны деньги, поступление которых от утильсбора оказалось ниже ожиданий.
Так что в министерстве решили, что если с каждого автомобиля Lixiang или Zeekr, ввозимого для физлиц, брать дополнительно по 664 тысячи рублей (667 400 минус 3 400), а с 2026 года — под 800 тысяч, то на деньги от утильсбора с двух таких машин можно купить одну новенькую «Ладу», и продажи у АвтоВАЗа пойдут вверх.
Какие автомобили подорожают
Для машин с электрическим приводом, то есть электромобилей и последовательных гибридов, указываются два значения мощности: пиковая и продолжительная. В России продолжительную мощность измеряют на протяжении 30 минут непрерывной работы и берут минимальное значение за это время.Именно продолжительная мощность учитывается для расчета транспортного налога. И мы надеемся, что именно она будет браться при расчете утильсбора. Потому, что у электромобилей пиковая мощность примерно вдвое выше продолжительной. Для сравнения, продолжительная мощность отечественного электромобиля «Москвич 3е» составляет 68 л.с., а пиковая — 193 л.с.
Точный список машин продолжительной мощностью до 160 л.с. составить сложно — эта информация при ввозе на физлиц указывается при оформлении российских Свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС), а для юрлиц — при оформлении российского Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Но условно можно предположить, что все электрические модели с пиковой мощностью до 300 л.с. — в безопасности.
Вот только 300 л.с. в мире электромобилей и последовательных гибридов — это мало. Фактически, льготный утильсбор отменяется для всех полноприводных модификаций так как они почти без исключений — мощнее.
Когда новые поправки вступят в силу
Точно никто не знает. Сам глава Минпромторга говорил, что ждет наискорейшего введения нового ограничения по мощности. Это согласуется его же словами о желании не допустить 40% падения рынка уже в этом году.С другой стороны, по нашим данным норма по ограничению в 160 л.с. в настоящий момент существует только в виде устной речи министра и пока не оформлена хотя бы даже в проект постановления правительства. То есть сначала нужно подготовить проект, добиться, чтобы правительство его приняло, указать в нем дату вступления в силу и подписать у премьер-министра.
С одной стороны такая процедура в России занимает месяцы, в порой и годы. С другой стороны, все мы знаем, что при наличии политической воли некоторые решения в нашей стране могут приниматься моментально.
Материалы по теме
Обновлённый гибрид представят 4 ноября
1 ноября 2025
Во втором поколении хетчбэк может стать заднеприводным
20 октября 2025
Также кроссоверу S07 пересмотрели набор силовых установок
19 сентября 2025
Батареи взяты от бывших
в употреблении электрокаров Toyota
22 августа 2025
Субкомпактный кроссовер Epiq ценой от 25 тысяч евро должен дебютировать до конца года
19 июня 2025
Потенциальная сделка помогла бы укрепить позиции японского производителя на рынке КНР
13 мая 2025
Какой тип автомобиля с электрическим приводом лучше подходит для России
12 апреля 2025
Продажи Tesla за первый квартал этого года оказались ниже ожиданий
3 апреля 2025
Перспективное роботакси может остаться нишевым продуктом, если не поменять законодательство
18 октября 2024
Салон новинки выделяется двумя большими экранами по центру
27 июня 2024
