Электромобили Xiaomi SU7: названы причины низкой популярности в России

Дата публикации: 14 февраля 2025
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
Почему бестселлер китайского рынка не попал даже в топ-5 самых популярных электромобилей в России
Электромобили Xiaomi SU7: названы причины низкой популярности в России


В марте 2024 года в Китае начались продажи первого электромобиля марки Xiaomi — седана SU7. Автомобиль от именитого производителя электроники сразу вызвал ажиотаж, причем не только в самом Китае, но и в других странах, в частности в России. Однако, спустя почти год после старта продаж, такие машины все еще сложно увидеть на российских улицах, при том, что какие-нибудь электромобили Zeekr или тем более гибриды Lixiang встречаются повсеместно. Так почему же Xiaomi, который все ждали, не зашел?

Причина первая — производитель недооценил рынок

Для Xiaomi седан SU7 стал первой попыткой выйти в сегмент электромобилей. И, как это ни удивительно, проект не сразу показался руководству компании безусловным успехом.

Причина, возможно, в том, что это первый случай, когда производитель электроники выходит в автомобильный сегмент. Годами ходили слухи о разработке электрокара от Apple, но в итоге этот проект был закрыт. Свой электрокар готовит Sony, но и его пока только показывают, но никак не запустят в серию.

Наибольшего успеха добилась Huawei, но эта компания не делает электромобили самостоятельно, она лишь выступает партнером для других автоконцернов, предоставляя свои технологии, в частности электромоторы и управляющую электронику.

Xiaomi тоже вошла в автопром с партнером в лице пекинского автопроизводителя BAIC. Но при этом разработала свой электромобиль полностью самостоятельно. Если, например, в проекте Avatr за собственно машину отвечает Changan, а Huawei выступает поставщиком отдельных узлов и решений, то в Xiaomi за автомобиль отвечает именно Xiaomi, а BAIC лишь помогает в организации производства.

Таким образом, у руководства Xiaomi просто не было примеров успешного выхода на рынок автомобилей со стороны компаний, занимающихся электроникой. Они стали первыми, и поначалу приняли скромный план продаж — 100 тысяч машин в год. Даже это казалось амбициозным планом. 100 тысяч — это больше, чем за год продают такие именитые автомобильные марки как Jaguar, Cadillac, Alfa Romeo или, например, российский УАЗ.

Однако в первые же дни после презентации стало понятно, что производитель недооценил рынок и спрос превышает предложение. Что делать в такой ситуации? Путей два — либо повышать цены, либо наращивать производство. В Xiaomi выбрали второй путь, но его реализация потребовала время.

Дело в том, что современный автопром обладает некоторой инерцией. Дело даже не только в том, что сборочный конвейер обладает не безграничной производственной мощностью. Но и в том, что машины собирают из комплектующих, которые поставляются сторонними поставщиками, и их партии нужно заказывать заранее.

Тем не менее, руководство Xiaomi смогло очень быстро нарастить объемы производства. Первоначально компания рассчитывала на годовые мощности в 120 тысяч машин с планом продать за неполный 2024 год (с конца марта по декабрь) до 100 тысяч машин. Однако сразу объемы производства и продаж стали пересматриваться в сторону увеличения.

Так, уже летом Xiaomi отказалась от первоначального плана выпуска на тех же мощностях второй модели электромобиля: в августе под нее было начато строительство второго, отдельного завода. А те мощности, которые изначально были зарезервированы под новинку, отдали под расширение выпуска SU7. В итоге к 2025 году удалось произвести и продать 135 тысяч седанов против первоначального плана «не более 100 тысяч».

Как это отразилось на продажах в России? Очень просто. Цены на SU7 в Китае не поднимались, а спрос на модель продолжал превышать предложение. В итоге образовались дефицит и очереди. Достать машину в Китае и привезти ее в Россию и сейчас сложнее, чем в случае с моделями, которые есть в открытой продажи и стоят в салонах в наличии, ожидая, когда их купят.

Сложилась ситуация, что все владельцы SU7 в России были вынуждены заказывать и ждать свои машины. А покупатели других электромобилей могли совершить покупку и насладиться новым автомобилем гораздо быстрее. Это первая причина, почему SU7 в России так мало.


Причина вторая — эффект новизны

Почти все популярные электромобили в России ввозятся и продаются у нас по так называемым серым схемам. В отличие от черных схем, серые — абсолютно законны. Но в отличие от белых продаж, при серых схемах в России нет представительства брендов, нет официальной сервисной поддержки и гарантии.

Фактически, обслуживание, ремонт и решение проблем с такими автомобилями является задачей, которую владельцы вынуждены решать так или иначе самостоятельно. Но если машин ввезено уже много, то на рынке неизбежно появятся игроки, готовые помочь с сервисом и ремонтом. А если машин пока в России мало — то и их сервисом никто заниматься не захочет.

Это классическая проблема курицы и яйца. Xiaomi пока недостаточно популярный электромобиль, потому, что сервис его обслуживания в России еще не так развит, как у Zeekr или Tesla. Но сервис не развит именно потому, что Xiaomi в России мало!

Постепенно эта проблема, конечно, решится. Но в 2024 году Xiaomi не вошла в топ-5 самых популярных марок электромобилей в России. Агентство «Автостат» в открытом доступе публикует только данные из топ-5. На пятом, последнем месте в 2024 году разместился бренд Avatr с результатом 690 машин за год. Это означает, что Su7 было продано и того меньше.


Причина третья - «странный» выбор первой модели

Первенец марки Xiaomi SU7 не стал массовым еще и потому, что покупатели во-первых, не поняли, что это за модель, а во-вторых ждали чего-то другого. Первоначально предполагалось, что речь о конкуренте для Tesla Model 3, благо SU7 был сравним с «Трешкой» по цене, а точнее стоил даже дешевле. Только когда мы увидели машину в живую, мы поняли, что ошибались и она заметно крупнее — примерно как Tesla Model S или BMW 5-Series, но по цене машин более низкого класса. То, насколько это выгодное предложение не все поняли до сих пор.

И все равно, SU7 — это седан. Во всем мире и в России особенно седаны — вымирающий вид автомобильного транспорта. Куда лучше на рынке себя чувствуют кроссоверы, даже такие необычные, как Zeekr 001. А SU7 — это именно седан. Такой же как Zeekr 007 — еще дна новинка 2024 года, которая в России не стала бестселлером.


Что ждет Xiaomi в 2025 году

Мы верим, что электромобили Xiaomi в 2025 году в России ждет успех. Причина в том, что все три перечисленные выше негативные факторы перестанут существовать.

Во-первых, уже к лету будет запущен второй автомобильный завод Xiaomi. Это позволит компании увеличить производственные мощности и нарастить продажи до 350 тысяч машин за год. Это как минимум должно помочь справиться с дефицитом и сократить время ожидания заказа автомобиля из Китая.

Во-вторых, число электромобилей Xiaomi в России постепенно растет. А значит, что и количество сервисных центров, которые готовы их обслуживать и чинить, с каждым месяцем будет увеличиваться.

Ну и в-третьих, летом 2025 года на рынок выйдет Xiaomi YU7 — второй электромобиль марки, который наконец будет кроссовером. При всех достоинствах SU7 у него будет увеличенный дорожный просвет и более практичный пятидверный кузов. Мы уверены, что в России он будет популярнее SU7.

Материалы по теме
Рубеж удалось преодолеть менее чем за год
19 марта 2025
Электромобиль получил коробку передач. Да, коробку передач
14 марта 2025
Электромобилистам придется учиться собственной этике при использовании быстрых зарядок
24 октября 2024
Пока функцию активировали только на некоторых экземплярах электропикапа
1 октября 2024
Производство таких автомобилей считают одним из приоритетов автопрома
4 сентября 2024
Продажи стартуют в сентябре, цены уже объявлены
1 августа 2024
Водительским интерфейсом новый лифтбэк будет напоминать Tesla Model 3
30 июля 2024
Китайская электромобильная компания Nio приступила к постройке нового производственного комплекса. Завод с обозначением F3 возводят в так называемом Неопарке (NeoPark) в городском округе Хэфэй провинции Аньхой. Наращивание производственных мощностей связано с тем, что существующие фабрики F1 и F2 уже не могут удовлетворить спрос на продукцию марки. Информацию подтвердил соучредитель и президент Nio Цинь Лихун.
5 июня 2024
Китайская компания Human Horizons, выпускающая электромобили под брендом HiPhi, анонсировала реструктуризацию бизнеса. Она восстановит деятельность с помощью инвестиций он нового партнёра — американской фирмы iAuto, которая вложит 1 миллиард долларов.
17 мая 2024
Меню
+7 (495) 255-70-30
Наш адрес
г.Москва, улица Ивана Франко, 10
Время работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00