Зарядка электромобиля дома советы и инструкция

Дата публикации: 8 января 2025
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
Можно ли зарядить электромобиль от бытовой розетки и сколько времени это займет
Зарядка электромобиля дома советы и инструкция


Главный вопрос, который возникает перед каждым, кто задумывается о покупке электромобиля звучит очень просто — где его заряжать? С бензиновыми и дизельными машинами все просто — даже в относительно малонаселенных районах России заправки встречаются не реже чем раз в 200 километров. Плюс никто не запрещает брать запасную канистру в багажник.

Инфраструктура зарядных станций пока развита не так хорошо. Кроме того, очередь на зарядку электромобиля — совсем не то же самое, что очередь на автозаправку. Наконец, коммерческие операторы зарядных станций в стремлении окупить затраты на оборудование ставят весьма высокие тарифы, из-за которых зарядка электромобилей может стоить столько же, а то и больше стоимости заправки бензином.

Но что, если заряжать электромобиль от бытовой электросети? Допустим, вы живете в собственном доме или у вас есть в городе собственный гараж? Ну или просто у вас есть возможность провести кабель из квартиры на нижнем этаже к парковке? Возможно ли зарядить электромобиль таким образом? Короткий ответ — да. Но есть плюсы и минусы. О них и поговорим.


Плюсы зарядки электромобиля в домашних условиях

Основных плюсов зарядки электромобилей от бытовой сети два. Это касается как зарядки дома, так и в обычном гараже или у офиса, если вам разрешат там подключиться к бытовой сети. Собственно, в любом месте, где есть стандартное для России бытовое электричество с переменным током напряжением 220 вольт.

Итак, первый плюс — доступность. Заряжаться можно практически от любой бытовой розетки на 220 вольт. Единственное условие — наличие заземления, но и оно требуется не всем моделям электромобилей. В конце концов, «умная» электроника электромобиля зачастую примет за заземление простой кабель, подсоединенный к воткнутой в землю отвертке (так делать, конечно, не надо — это может быть не безопасно).

В комплекте к подавляющему числу электромобилей идет переходник для зарядки от обычной розетки на 220 вольт. Даже если его нет, его можно приобрести отдельно.

Второй плюс — цена. По грубым прикидкам, электромобиль расходует примерно вдвое больше киловатт-часов энергии, чем бензиновая машина литров топлива. То есть на 100 километров близкие по размеру бензиновый и электрический автомобили будут расходовать 10 литров бензина или 20 киловатт-часов энергии на 100 километров пути.

Стоимость бензина Аи-95 сейчас составляет около 60 рублей, то есть на 100 километров нужно заправиться на 600 рублей.

Стоимость киловатт-часа электроэнергии в Москве для домов с газовыми плитами в ночное время сейчас составляет 3 рубля 43 копейки, а для домов с электроплитами цена еще ниже. Ночная зарядка на 100 километров пути обойдется электромобилисту в 68 рублей 60 копеек. Сравните с тратами владельца бензиновой машины — его расходы выше почти в 9 раз!

Минусы зарядки электромобилей в домашних условиях

Главный и чуть ли не единственный минус зарядки дома — это длительность процесса. Обычная бытовая розетка на 220 вольт способна пропускать ток силой до 16 ампер. В теории это подразумевает передачу до 3,6 киловатт в час. Но есть нюанс.

Любой, кто видел зарядный кабель электромобиля, обращал снимание на большой прямоугольный пластиковый блок, врезанный в него примерно по середине. На жаргоне электромобилистов этот блок называется «кирпич». В нем — электроника, анализирующая параметры поступающего тока и предохраняющая бытовую электросеть от возможных перегрузок.

Такая электроника склонна перестраховываться — и это хорошо! Но на деле она принимает ток силой максимум 10 ампер, то есть 2,4 киловатта в час. Нетрудно подсчитать, что емкая батарея современного электромобиля, которая смещает в среднем 100 киловатт, будет заряжаться от такой розетки… примерно двое суток!

Сразу оговоримся, что двое суток — это время заряда от 0 до 100% батареи. На практике, если владелец будет таким образом подключать свою машину к домашней розетке каждый вечер и отключать по утрам, но за ночь он зарядится более чем на 120 километров пробега. Это примерно 1500 километров в неделю, 6 тысяч в месяц и под 100 тысяч километров пробега в год. Так много ездят разве что таксисты.

Можно ли ускорить домашнюю зарядку?

Да. Для этого следует приобрести и установить настенное зарядное устройство. Оно выполняет те же функции, что и «кирпич», но за счет изначально грамотного подключения способно проводить ток силой минимум 16 ампер, а это уже 3,6 киловатт-часов или заряд на 200 километров пути за ночь.


Более мощные домашние зарядные станции выдают уже 32 ампера, то есть примерно 7,2 киловатт-часа. Они в теории способны полностью зарядить 100-киловаттную батарею часов за 15 — сравните с двумя сутками!

Наконец, есть трехфазные зарядные станции. Они подходят тем, у кого есть возможность у себя дома подключиться к трехфазному источнику электроэнергии. Но тут есть другой нюанс.

Бытовая электросеть работает с напряжением 220 вольт, а батареи электромобилей — с напряжением 350-900 вольт. Но даже не это главное. Бытовая электросеть работает на переменном токе, а батарея заряжается от постоянного.

Для того, чтобы преобразовать 220-вольтовый переменный ток в 400-вольтовый постоянный используется бортовое зарядное устройство. Оно есть у любого современного электромобиля. Но мощность таких устройств варьируется.

Если у вас Nissan Leaf первого поколения, то мощность его бортового зарядного устройства — всего 3,6 киловатта. Больше от источника переменного тока оно не возьмет. Если у вас новейшая Tesla — то это 22 киловатта. Но и это предел.

Хотите быстрее? Это возможно. Но только на терминалах постоянного тока — то есть на коммерческих зарядных станциях. Для дома и бытовой электросети 22 киловатта — это предел. Такая зарядка полностью заряжает современный электромобиль примерно за пять часов.

Скажем о еще одном важном преимуществе домашних настенных зарядных станций. Ими можно управлять удаленно, например через мобильное приложение. И программировать. Например, настраивать таким образом, чтобы зарядка включалась только с началом действия ночного тарифа на электроэнергию. Без такой функции владельцу придется самому следить за часами, спускаться в гараж и вручную включать кабель. А так кабель включен изначально, но зарядка пойдет только тогда, когда цена энергии снизится.

Будущее домашних зарядных станций

Главная инновация, внедрения которой ждут все электромобилисты — это внедрение систем двусторонней передачи электроэнергии. Сейчас энергия поступает из энергосети в электромобиль. Двусторонняя система позволит электромобилю отдавать энергию обратно в сеть.

Зачем это надо? Тут как минимум два преимущества. Представьте, что вы — компания, поставляющая электроэнергию населению. У вас есть электростанции. В часы пик они работают на пределе мощности. А в ночные часы — почти что в холостую, так как столько энергии никому не нужно.

И представьте, что вы заключаете соглашения с владельцами электромобилей, которые каждый день ездят на работу на своих машинах, проезжая максимум по 200 километров за день и расходуя на это до 40% запаса своих батарей. Суть договора такова: они ночью заряжают свои машины по ночному тарифу до 100%, а утром продают вам обратно в сеть излишние 30-50%, но уже по пиковому тарифу. Это выгодно и энергетической компании, которая таким образом снижает пиковые нагрузки на электростанции, и автовладельцам, которые в итоге заряжаются только на 50-70%, но почти бесплатно.

Вторая ситуация — использование автономных домашних источников энергии. Например, солнечных панелей на крыше дома. Эти панели вырабатывают электричество только когда светит Солнце. И бесполезны ночью.

Но если в гараже стоит электромобиль, его можно заряжать днем от солнечных панелей. А вечером и утром он излишками своей энергии будет питать дом. И станет эдаким большим пауэрбанком. При этом машину можно запрограммировать так, чтобы она никогда не разряжалась ниже 50%. Для коротких поездок по городу этого будет достаточно.

Читайте также:

Как быстро заряжаются электромобили и от чего это зависит

Аккумуляторы для электромобилей: какая химия лучше и что нас ждет в будущем

Материалы по теме
Самый мощный электрокар имеет 280 л.с. под капотом
26 июня 2025
Автомобиль дебютирует в ближайшее время
3 июня 2025
4,7-метровую заднеприводную четырёхдверку оценили в 16,8 тысячи долларов — и она ещё может подешеветь
2 июня 2025
Японская марка станет вторым по счету производителем со своим заводом в Китае
15 апреля 2025
Новинку планируют поставлять из Китая на зарубежные рынки
25 октября 2024
Акции компании начали резко дорожать после почти месячного спада
24 октября 2024
Судя по всему, это экстремальная версия M-Hero I
26 августа 2024
Канадские власти рассматривают возможность повышения пошлин на импорт электромобилей из Китая. Согласно источникам агентства Bloomberg, размер новых ставок вынесут на публичное обсуждение в ближайшее время.
21 июня 2024
Историческое итальянское название Milano сменили на Junior
16 апреля 2024
Меню
+7 (495) 255-70-30
Наш адрес
г.Москва, улица Ивана Франко, 10
Время работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00