Nissan почти банкрот и будет продан Honda
У концерна Nissan осталось денег на 12-14 месяцев. Если за этот срок компания не начнет получать прибыль ее ждет неминуемое банкротство. Поскольку добиться прибыли за столь короткий срок почти невозможно, компания ищет стратегического инвестора, способного покрыть убытки и оплатить реформирование автоконцерна. Им могла бы стать другая японская компания — Honda.
В чем проблемы Nissan
О том, что у компании заканчиваются деньги, написала газета Financial Times со ссылкой на источник в самом концерне. Это, впрочем, не стало сенсацией. О проблемах говорит и руководство концерна. Оно уже объявило о снижении зарплат менеджеров и сокращении рабочих, а также о продаже части акций Mitsubishi, которые принадлежат Nissan.
Проблема заключается в том, что на ключевых для Nissan рынках, а это собственно Япония, а также Северная Америка, концерн теряет деньги на каждом проданном автомобиле. Машины просто не получается продавать в тех объемах и за те деньги, чтобы они были рентабельными.
Да и сам модельный ряд Nissan вызывает вопросы. Компания обещает представить более 20 новых полностью электрических моделей, но пока предлагает только два электромобиля. Это Leaf второго поколения и кроссовер Ariya. Первый по части техники остается модернизацией оригинальной модели и мягко сказать устарел, а второй вышел на рынок в тот момент, когда выбор электрических кроссоверов был уже весьма велик и не смог показать себя заметно лучше конкурентов.
И все это в условиях, когда конкуренция в сегменте полностью бензиновых машин только усиливается, так как сам этот сегмент сокращается в пользу электромобилей и гибридов.
В итоге капитализация концерна Nissan упала ниже 9 миллиардов долларов. Это меньше, чем рынок оценивает, например, Subaru, которая выпускает кратно меньше автомобилей. Для сравнения, капитализация Tesla сейчас составляет 1,11 триллиона долларов. Проще говоря, компания Tesla стоит более чем в 100 раз дороже компании Nissan.
И самое обидное в этом то, что еще несколько лет назад именно Nissan, а не Tesla лидировал по продажам электромобилей в мире. И именно Nissan стал первым автопроизводителем, выпускавшим электромобили не в убыток, а с прибылью.
Кадр решает все
Парадоксальным образом, но в мире есть как минимум один человек, у которого нынешние проблемы Nissan наверняка вызывают ухмылку. Имя ему — Карлос Гон.
Гон родился в Бразилии в семье ливанцев. Карьеру он строил во Франции, начав работать менеджером в шинном концерне Michelin. Добившись успеха, он перешел на руководящую должность в концерн Renault и уже там стал легендой.
Причем здесь Nissan? При том, что японский концерн в конце 1990-х уже был на гране гибели. Тогда все японские автоконцерны испытывали проблемы, но у Nissan дела шли хуже всех.
На помощь пришел Renault. Он выкупил долю в японской компании, но в ответ отправил команду своих менеджеров во главе с Гоном.
Гон тут же получил прозвище «убийца убытков». Он радикально «порезал косты», отказался от многих культовых, но убыточных моделей (Nissan Skyline R34 навсегда останется в наших сердцах),но очень быстро вернул компанию к прибыльности. Следующие годы именно Nissan был главным локомотивом успеха в альянсе с Renault.
К слову, родной Renault Гон после успеха в Японии тоже возглавил, не оставляя должности главы Nissan. А еще он был главой совета директоров… АвтоВАЗа — именно при нем российский завод купили французы.
При Гоне случилось и поглощение Mitsubishi — компания с тремя бриллиантами на логотипе присоединилась к альянсу. Но главное — именно Гон превратил Nissan в мирового лидера по производству электромобилей.
Гон намного раньше других понял, что очень скоро электромобили придется выпускать всем. И сыграл на опережение. В 2010 году, за три года до начала серийного выпуска Tesla Model S, не говоря уже о «Трешке», Nissan выпустил полностью электрическую модель Leaf.
Я помню ее презентацию в Москве летом 2011 года. Журналистов позвали на закрытую территорию спорткомплекса Лужники и дали сделать по несколько кругов на простенькой трассе. Это был шок. Настоящий электромобиль, полноценный, достаточно быстрый, с приемлемым, как казалось, запасом хода. Не прототип, не эксперимент, а машина, которую в некоторых странах уже можно было купить.
И Leaf действительно стали продавать. Сначала тысячами, потом десятками и сотнями тысяч. В отсутствии альтернатив от других компаний, Nissan стал первым производителем массовых электромобилей в мире. И несколько лет удерживал это звание.
Более того, Nissan стал первым, кто смог заработать на электромобилях. Напомним, что Tesla до 2018 года стабильно оставалась убыточной и лишь сейчас стала самым прибыльнным автоконцерном в мире.
Увы, закончилось все печально. В 2018 году Карлоса Гона арестовали в Японии по обвинению в коррупции и растрате денег Nissan. Он смог сбежать из страны, спрятавшись в чехле из-под виолончели. И с тех пор скрывается в Ливане.
Пришедшие на смену Гону японские управленцы привели Nissan к тому положению, в котором компания находится сейчас. Даже если поверить, что обвинения против Гона были обоснованы, то он воровал деньги у прибыльной компании. А его сменщики привели ее к убыткам.
Что даст альянс с Honda
На самом деле Nissan сотрудничает с Honda с середины 2024 года. Вместе с Mitsubishi, японские автоконцерны объединились для разработки новых электромобилей. Теперь идея заключается в том, что Renault передаст Honda свои акции Nissan, но сохранит участие в объединенной корпорации. В ответ Honda окажет Nissan необходимую финансовую помощь и поможет с обновлением модельного ряда.
Для Honda это тоже может быть выгодно. Как и многие японские автопроизводители, Honda пока не добилась успеха на нише электромобилей. Да, она успешнее продает машины с бензиновыми моторами и к тому же остается крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Но очевидно, что и Honda нужно что-то менять.
Собственная разработка Honda e оказалась не нужна никому, и сейчас компания выпускает электромобили совместно с GM в Америке и с Dongfeng в Китае. А раз уж образовалась такая кооперация, то почему бы не продолжить ее с Nissan и Mitsubishi?
Ну а закончить хотелось бы утверждением, что такой автогигант как Nissan в одночасье просто не может исчезнуть. В худшем случае он пройдет процедуру банкротства и поменяет состав акционеров. Если его купит не Honda, то почему бы это не сделать концерну Toyota? Да, это главные конкуренты. Но не более, чем Hyundai и Kia.