Электромобили — главный тренд автомобильного рынка последних десятилетий. Они пока не захватили весь мир, но продажи неуклонно растут, а споры о том, насколько это верное направление развития автопрома только разгораются.
Особенно это актуально для стран, в которых производство и продажи электромобилей находятся в зачаточном состоянии. Таких, как Россия. Нам сделать выбор в пользу электромобилей еще предстоит. И надо ли его делать, или остальные страны ошибаются и уже начали разворот обратно к ДВС? Давайте разберемся.
И начнем с минусов, без знания о которых покупать электромобиль точно не нужно.
Минусы электромобилей
1. Электромобили дороги
На самом деле, сейчас это уже не совсем так, но такой аргумент против электромобилей все еще принимается. И давайте объясним, почему так происходит.
Во-первых, нужно отметить, что электромобиль сам по себе как правило дешевле бензиновой и тем более дизельной машины. Электромотор стоит не дороже бензинового, особенно если сравнивать мощные моторы. Условно, если двигатель выдает 100 л.с., то электрический вместе с редуктором вряд ли окажется дешевле бензинового. Но если речь идет о 500 и тем более о 1000 л.с., тут электродвигатель уже гораздо выгоднее.
К тому же такому типу автомобилей не нужна сложная трансмиссия и коробка передач. Двигатель располагается в непосредственной близости от ведущей оси и вращает колеса через простой и дешевый редуктор.
Представьте, что вы покупаете машину с ДВС, но из ее стоимости исключается коробка передач? И без переплат за сложную систему полного привода. Вот настолько электромобили дешевле.
Так почему они дороже? Все дело в батареях. Батареи состоят из аккумуляторов. Их стоимость долго и стремительно снижалась, но с ростом популярности электромобилей на рынке аккумуляторов и их компонентов образовался дефицит, так что снижение цен остановилось и элементы питания даже немного подорожали.
В итоге сложилась интересная ситуация. Транспортные средства с маленькими дешевыми батареями, вроде электровелосипедов у курьеров, уже сейчас стоят не дороже бензиновых мопедов. Премиальные электромобили с мощными электромоторами тоже в цене сопоставимы с мощными бензиновыми машинами.
А вот автомобили среднего класса с небольшой мощностью двигателя на электроприводе оказываются дороже аналогов с ДВС, особенно если у них большая батарея и хороший запас хода.
2. У электромобилей малый запас хода
Даже топовые современные модели электромобилей в российских условиях, особенно зимой, могут проехать на одном заряде в лучшем случае около 500 километров. Дальше начинаются проблемы, неведомые владельцам бензиновых машин. Просто достать из багажника канистру и долить в бак топливо нельзя.
Нужно заранее продумать, где можно будет зарядиться. Сама зарядка может не работать, так что лучше предусмотреть сразу несколько запасных вариантов зарядки. Процесс зарядки может занимать от получаса до нескольких часов. Прогресс в этом направлении есть, и он стремительный, но в ближайшие годы все эти проблемы никуда не исчезнут.
Вывод: электромобили уже сейчас хорошо подходят для поездок по городу. На междугороднее путешествие превращается из рутинной поездки в занимательный квест по поиску источников электричества.
3. Батареи электромобилей деградируют
С возрастом и увеличением общего пробега, отдельные элементы питания батареи начинают выходить из строя. Это ведет к сокращению пробега на одном заряде. Если новый бензиновый автомобиль на одном баке топлива проезжает столько же, сколько и десятилетний, то характеристики электромобиля с возрастом ухудшаются.
Справедливо, что эта проблема особенно характерна для электромобилей, выпущенных 10-15 лет назад. Сейчас уже достигнут огромный прогресс в области батарей, и у современных топовых электромобилей деградация аккумуляторов происходит очень медленно, а при бережной эксплуатации одной батареи может хватить на 500 тысяч и даже на миллион километров общего пробега, а срок ее службы превысит 20 лет.
Но сама по себе проблема есть. И усугубляется она тем, что ремонт и тем более замена батареи могут по стоимости превысить цену подержанного электромобиля целиком.
На этом основные недостатки электромобилей исчерпываются. Поговорим о плюсах.
Плюсы электромобилей
1. Электромобили очень быстры
В стремлении увеличить запас хода электромобилей, конструкторы стали устанавливать батареи с большой емкостью и высокой производительностью. Побочным эффектом стало то, что такие батареи оказались способны писать очень мощные электромоторы.
А как уже было сказано выше, технической сложности в том, чтобы сделать мощный электромотор нет, тем более, что чем мощнее двигатель, тем выше его экономическая выгода по сравнению с ДВС.
Повышение мощности бензинового мотора связано с огромным количеством сложностей. Мало просто сделать мотор больше. Нужно увеличивать число его цилиндров, придумывать наддув воздуха в камеры сгорания, организовывать непосредственный впрыск топлива и сложную систему регулировки клапанов.
Все это ведет к значительному усложнению и удорожанию конструкции. К тому же бензиновый мотор нельзя напрямую соединить с колесами, нужен механизм сцепления и коробка передач. И с ростом мощности их конструкция также усложняется. Вывод — сделать мощный и быстрый бензиновый автомобиль очень сложно, а сама такая машина получается очень дорогой. Ferrari стоит дорого не просто так.
В электромобилях поставить мощный электропривод куда проще. Сложнее найти для него электричество. Но если конструкторы уже выбрали батарею с большим запасом хода, то и мощность для них не проблема. В итоге по цене одной Ferrari F80, которая разгоняется до 100 км/ч за 2,5 секунды, можно купить сразу несколько Tesla Model S Plaid, которая делает это на 0,5 секунды быстрее.
2. Электромобили очень комфортны
Электромобили тяжелее бензиновых машин, и это можно записать им в недостаток. Однако большая часть веса приходится на батарею, которая располагается под полом, ниже оси колес.
В итоге электромобили по сути являются «неваляшками». Это значит, что им почти незнакомы крены в поворотах. И не надо делать подвеску очень жесткой, чтобы машина в повороте не заваливалась.
При прочих равных, плавность хода в электромобиле заметно выше, чем в бензиновой машине. И при этом электромобиль несравненно тише.
3. Электромобили дешевле в эксплуатации
Мы делали об этом отдельную статью и пришли к выводу, что эксплуатация электромобиля обходится существенно дешевле бензиновой и дизельной машины. Дело не только с бесплатной парковке и бесплатном проезде по платным трассам. Важнее, что электроэнергия в несколько раз дешевле топлива, особенно если заряжаться от бытовой электросети.
Плюс к этому электромобиль требует гораздо меньшего обслуживания. В бензиновой или дизельной машине надо постоянно менять масло, свечи зажигания, фильтры — в электромобиле лишь иногда требуется замена трансмиссионного масла в редукторе.
Плюс за счет эффективной рекуперации энергии основные тормозные механизмы используются в несколько раз реже. Это значит, что колодки и диски придется менять многократно реже, чем у бензиновых машин.
4. Электромобили экологичнее
По поводу этого тезиса за многие годы мы перечитали десятки и сотни статей и научных трудов, и смело заявляем, что по сумме всех воздействий на окружающую среду электромобили обладают неоспоримым преимуществом над машинами, использующими ископаемое топливо.
Вкратце, развеем несколько заблуждений. Люди, которые говорят, что электричество тоже получается при сжигании ископаемого топлива не учитывают, какое колоссальное количество электроэнергии и ресурсов сейчас требуется для добычи, переработки и доставки продуктов из нефти. И не понимают, что КПД тепловых электростанций гораздо выше, чем у ДВС бензиновой машины. Да, переход на электромобили не позволит полностью отказаться от ископаемого топлива. Но позволит кратно сократить его использование.
Ну и второе заблуждение касается проблемы переработки использованных батарей. Так вот, технологии переработки батарей существуют уже сейчас. А индустрия по переработке остается недостаточно развитой просто потому, что старых батарей, которые нельзя починить и использовать дальше, просто нет в достаточном количестве.
Уже сейчас компании, готовые заниматься переработкой, с нетерпением ждут «сырья» - старых аккумуляторов. А производители новых батарей ждут от перерабатывающей отрасли лития, меди и других материалов для повторного использования.