Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи

Пожарная безопасность электромобилей: мифы и факты

Дата:23.03.2025


Распространение электромобилей по всему миру вызвало множество побочных, порой неожиданных эффектов и даже появление мифов. Одним из самых распространенных остается представление о пожарной опасности электрических транспортных средств.


Миф поддерживается многочисленными публикациями в СМИ и соцсетях о случаях возгорания того или иного электромобиля. При этом специалисты регулярно приводят статистику, которая показывает, что как раз электромобили наименее подвержены возгоранию. Так где же правда? И почему электромобили непроизвольно взрываются?


Электромобили загораются редко


Если искать статистику по случаям пожаров с электромобилями, то вы всегда встретите цифры, которые подтверждают именно безопасность электрических транспортных средств. Тому есть несколько простых объяснений, о которых будет сказано ниже. Пока же приведем пару примеров.


По банным Британского исследования организации Energy Saving Trust, опубликованного в начале 2025 года, за прошлый, 2024 год во всем мире сгорело 511 электромобилей при том, что их парк уже превышает 40 миллионов штук. Только в 4% случаев при этом причиной сгорания машины было внешнее воздействие — то есть пожар перекинулся на машину снаружи. И все равно, риск возгорания электромобиля составляет 0,0012%. То есть шанс сгореть есть только у одного электромобиля из 83 тысяч. Для сравнения, это больше, чем всего насчитывается электромобилей в России — по данным на начало 2025 года их в РФ было 50 тысяч штук.


Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания этот показатель составляет 0,1 процента. То есть шанс сгореть есть у каждой тысячной бензиновой или дизельной машины.


Другую статистику приводит компания Tesla. Она считает не шансы на пожар по числу машин, а шансы на возгорание на километр пробега. Согласно этим подсчетам, одно возгорание электрической машины Tesla происходит раз в 209 миллионов километров пробега. Для бензиновых машин этот показатель хуже на порядок — раз в 29 миллионов километров пробега.


Почему вообще горят электромобили


Причин пожара автомобиля множество, начиная от не потушенного окурка, упавшего на сиденье и заканчивая умышленным поджогом. Но у электромобилей есть своя, специфическая причина самовозгорания, которой нет у бензиновых и дизельных машин.


Батарея электромобиля состоит из аккумуляторов, которые также называют элементами питания. Это маленькие аккумуляторы, которые по одиночке годятся только для питания смартфонов. Но вместе они приводят в движение целые автомобили.


Если в аккумуляторе происходит короткое замыкание, то химическая реакция, в результате которой выделяется электричество, начинает идти очень быстро. Это приводит к нагреву элемента, что еще сильнее ускоряет реакцию. Кроме того, перегрев может повредить соседние аккумуляторы в батарее, из-за чего в них также возникает замыкание. Этот процесс неуклонно усугубляется и называется тепловым разгоном: чем больше выделяется тепла, тем быстрее идет реакция и тем еще больше выделяется тепла.


При этом в ходе реакции выделяется не только тепло, но и различные газы, включая, в ряде случаев, кислород. Давление этих газов разрушает батарею и в определенный момент может привести к ее взрыву, когда раскаленные газы резко вырываются наружу. Поскольку среди них может быть и кислород, он как окислитель ускоряет горение.


Вернемся к тому, с чего мы начали. Тепловой разгон батареи — очень редкое, хотя и опасное явление. Зрелищность взрыва при этом является одной из причин популярности видео пожаров электромобилей.


При этом тепловой разгон крайне редко возникает сам по себе. Причинами его возникновения может быть внешнее повреждение батареи, попадание внутрь воды, грубое нарушение условий зарядки электромобиля — то есть так или иначе внешние воздействия на машину.


Почему автомобили с ДВС горят чаще


У автомобилей двигателями внутреннего сгорания есть свои многочисленные причины для пожаров, которые электромобилям не свойственны. Одна из них лежит в названии самого типа таких транспортных средств.


Двигатель внутреннего сгорания предусматривает, что во время его работы происходит горение топлива. Можно даже сказать, что пожар в работающей машине с ДВС происходит постоянно, но пока он остается под контролем ничего страшного не происходит.


Однако в любом бензиновом, дизельном или газовом автомобиле при работе вырабатывается большое количество тепла, а значит есть и сильно нагретые элементы — в первую очередь двигатель и выхлопная система. В случае, если возникает соприкосновение с горячими деталями горючих предметов возможен пожар. Это может быть листва, попавшая под капот или, например, случайно пролитое при доливе масло, которое попало на выпускной коллектор — последний при работе двигателя может сильно раскалиться, что приведет к воспламенению.


Есть многочисленные случаи пожаров бензиновых машин при парковке на сухой траве, которая загорается от тепла выхлопной системы. В Москве и многих других городах летом дополнительную угрозу создает тополиный пух, который задувается на раскаленные части машин.


К лову, вопреки многим фильмам с погонями, автомобили с ДВС крайне редко взрываются. Такое случается как правило с машинами на газовом топливе, гораздо реже с бензиновыми автомобилями и почти никогда с дизельными. А вот сгореть могут любые из них.


Что делать, если загорелся электромобиль


Одна из ключевых проблем, которые обсуждаются в сообществах электромобилистов по всему миру — это неумение пожарников тушить электрические машины. В случае, если произошло локальное возгорание электропроводки или задымился окурок в салоне проблем не возникает. Но если произошел тепловой разгон и возгорание батареи — пожарные порой действуют некомпетентно.


Одним из основных способов тушения обычных пожаров является ограничение доступа кислорода — ни бензин, ни другие горючие материалы, если закрыть их от доступа воздуха, гореть не будут. Одним из эффективных средств в данном случае выступает пожарная пена и другие наполнители обычных огнетушителей.


Но для электромобилей такой способ не работает. Тепловой разгон батареи — это реакция, протекающая внутри аккумуляторов, и ограничением внешнего доступа кислорода ее не остановить. Даже если при тепловом разгоне батареи не вырабатывается кислород, она все равно будет продолжать нагреваться за счет происходящей внутри реакции.


Потому единственный способ потушить батарею является ее охлаждение. Специалисты считают, что в обычных условиях самым доступным средством для этого является вода. Да, она может вызвать дополнительные короткие замыкания, но они опасны именно тем, что вызывают нагрев аккумуляторов, и если его не допустить, возгорание прекратится.


При этом на тушение электромобиля может потребоваться в несколько раз больше воды, чем для тушения бензиновой машины. И остается риск повторного возгорания после того, как вода из батареи вытечет и тепловой разгон начнется с новой силой.

Смотреть автомобили