Корпорация Toyota Motor рассматривает возможность приобретения китайского электромобильного бренда Neta, созданного местной компанией Hozon New Energy Auto. Официально эта информация пока не подтверждена, но шаг выглядит логичным: купив локальную марку, японский автогигант сможет усилить свои позиции на рынке электрокаров КНР, одновременно оказав финансовую поддержку Neta. Последняя сейчас находится в сложном финансовом положении из-за резкого спада продаж.
Кризис в Neta Auto начался ещё в середине прошлого года. Производство было приостановлено, начались массовые увольнения, и компания искала новые источники финансирования. Инвестор — фонд с поддержкой стран БРИКС — вроде бы нашёлся. Он пообещал 3 миллиарда юаней (420 миллионов долларов),но лишь при условии, что выпуск электрокаров возобновится. Предприятие в Тунсяне действительно вернулось к работе в январе, но из-за острой нехватки комплектующих вновь было остановлено. В итоге потенциальный инвестор вышел из сделки, фактически сорвав её.
Рыночная стоимость бренда Neta за последние пару лет снизилась в разы. Если в 2023 году марка оценивалась в 42,3 миллиарда юаней (5,92 миллиарда долларов),то в 2025-м — всего в 6 миллиардов юаней (840 миллионов долларов). Сложившаяся ситуация откровенно разозлила ранних инвесторов, включая фирму 360 Security Technology, которая планировала, но передумала вкладывать в стартап ещё 138 миллионов долларов. Само собой, упал и уровень доверия к руководству Neta.
За три года работы Neta сгенерировала убыток в 18,3 миллиарда юаней (2,6 миллиарда долларов). Ещё 6 миллиардов юаней (840 миллионов долларов) компания должна поставщикам. С последними она рассчитывает отчасти расплатиться акциями, конвертировав 70% долга и выплатив остальное по частям. При этом Neta также грозят штрафные санкции со стороны Таиланда: там на каждую проданную машину выдавали госсубсидию около 4,5 тысячи долларов, но если плановые показатели по продажам не будут выполнены — средства придётся вернуть.
В прошлом году Neta продала 64,5 тысячи электрокаров. В этом январе — только 110 штук.
Мнение Rucars
Честно говоря, нам не вполне понятно, зачем бы «Тойоте» потребовался столь проблемный актив как Neta. Тут важно понимать, что последний пользователи критикуют в том числе из-за устаревших технологий и чересчур смелых заявленных характеристиках.
Читайте также: