С 1 мая 2025 года утилизационный сбор на автомобили, ввозимые в Россию, опят хотят изменить. Соответствующее постановление подготовлено правительством и, по нашим ощущениям, в ближайшее время оно будет принято.
Разумеется, речь идет о повышении платежей. К счастью, далеко не на все автомобили и не для всех категорий граждан. Так о чем речь.
Борьба с импортом машин через страны ЕАЭС ведется не первый год
Утилизационный сбор, собираемый с каждого автомобиля, впервые вводимого в эксплуатацию в России, официально придумали как гарантию того, что автомобиль в конце своего жизненного цикла точно будет утилизирован, а не официально — как контрмеру в ответ на вынужденное снижение таможенных пошлин в связи со вступлением России в ВТО.
С тех пор утильсбор стал универсальным инструментом, который позволяет властям России ограничивать импорт иномарок, увеличивая ставки в зависимости от рыночных условий.
Однако оказалось, что одним из способов обхода принятых мер стали различные способы оформления машин не в самой России, а в странах ЕАЭС — то есть Таможенного союза. В первую очередь в Киргизии и Белоруссии. Там обнаружились вполне легальные возможности заплатить за оформление машины меньше, чем в России, после чего машина попадала совершенно легально уже в Россию.
Такая практика привлекла внимание российских властей. С осени 2023 года они приняли решение обязать покупателей в России платить полный утильсбор в независимости от того, из какой страны был привезен автомобиль, а с 1 апреля 2024 года сделали следующий шаг, обязав доплачивать в виде повышенного утилизационного сбора все, что удалось сэкономить при покупке через Киргизию и Белоруссию.
Предполагалось, что уже с 1 апреля 2024 года ввоз иномарок через страны ЕАЭС потеряет всякое преимущество в сравнении с прямым ввозом в Россию, но судя по всему этих мер оказалось недостаточно. Появились случаи занижения стоимости автомобилей в ЕАЭС с невозможностью подтвердить реальную стоимость уже в России. Это привело к тому, что часть машин продолжала ввозиться с различными льготами, а у другой части продавцов и покупателей и вовсе возникли трудности с оформлением таких автомобилей уже в России.
Что изменится с 1 мая 2025 года
В пояснительной записке к проекту постановления прямо говорится, что нововведение призвано упростить покупку автомобиля в странах ЕАЭС и его легализацию в России. Но не удешевить. То есть покупать можно, и станет даже проще в плане оформления документов. Но, по идее, перестанет быть выгодным.
Все автомобили будут поделены на две категории — те, о которых есть информация уже в российском Перечне цен, который обновляет Минпромторг. и те, о которой такой информации нет. К последним относятся наиболее свежие модели на рынке, или самые редкие.
За машину первой категории в России придется заплатить по следующей формуле. Полный коммерческий утильсбор плюс разница между ценой в ЕАЭС и ценой в Перечне Минпромторга, помноженная на 0,5.
К примеру, если в России по данным Минпромторга условный гибридный автомобиль стоит 5 млн руб., а в стране ЕАЭС — 3 млн руб, то за него придется доплатить 667 400 рублей обычного утильсбора плюс разницу в цене по формуле: (5000 000 — 3000 000)*0,5. Итого 1 667 400 рублей в казну. Если он стоит в ЕАЭС не 3, а 4 млн — то 1 167 400 рублей. И так далее.
Формула для машин, сведения о которых в Перечне отсутствуют, еще проще. Обычный утильсбор для них просто увеличивается в три раза. В нашем примере это 667 400 руб * 3 = 2 002 200 руб.
В каждом случае изменение ставки нужно будет считать отдельно. Но в СМИ уже были оценки тех, кто возит машины из ЕАЭС, что для некоторых моделей себестоимость поставки вырастит до 25%. На столько же подорожают автомобили из этого канала поставок.
Как выгодно ввезти автомобиль в Россию после 1 мая 2025 года
Все вышеописанное НЕ ЗАТРАГИВАЕТ схему, по которой работает, в частности, Rucars. Мы везем автомобили напрямую, проходим таможенное оформление в России и платим российский утильсбор, что исключает любые непредвиденные доначисления. С 1 мая для нас и наших клиентов НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ.
Сейчас легально можно ввезти автомобиль в Россию двумя способами. Первый предусматривает его перепродажу. То есть машина изначально ввозится на дилера или посредника и потом продается клиенту непосредственно в России.
В таком случае платится утильсбор в полном объеме. С 1 января 2025 года его ставка для последовательных гибридов и электромобилей составляет 667 400 руб. Для бензиновых машин она отличается в зависимости от объема двигателя. Кроме того, для машин старше трех лет утильсбор выше.
Однако есть второй, совершенно законный и более выгодный способ. Автомобиль изначально покупается за рубежом на конкретного покупателя в России и оформляется на его имя. В таком случае платится не полный, коммерческий утильсбор, а льготный, для физлиц. Он составляет всего 3 400 рублей.
Важно, что в законе предусмотрена защита от ввоза машин таким путем для перепродажи.00 Гражданин России имеет право в течение 12 месяцев ввезти на себя с уплатой льготного утильсбора только один автомобиль и обязуется в течение 12 месяцев не продавать его. Если хотя бы одно из этих условий будет нарушено, автовладельцу будет доначислен утильсбор в размере разницы между льготным и полным значением. То есть за электромобиль или гибрид придется доплатить государству 663 000 рублей, что, согласитесь, неприятно.
Выводы
- Итак, для тех, кто ввозит машины через страны ЕАЭС и для покупателей таких машин с 1 мая цены на автомобили могут вырасти.
- Для тех, кто напрямую ввозит автомобили в Россию и проходит именно в России таможенное оформление с 1 мая 2025 года ничего не изменится.
- Следующее повышение утильсбор состоится 1 января 2026 года и будет происходить ежегодно как минимум до 2030 года.