В России повысили утильсбор на автомобили. Как теперь выгодно купить иномарку
В пятницу, 13-го сентября Правительство Российской федерации приняло постановление, вводящее новые ставки утилизационного сбора на автомобили, вводимые в эксплуатацию на территории России. Они начнут действовать уже 1 октября и серьезно отразятся на стоимости автомобилей на российском рынке. Вот что нужно знать.
Что за утильсбор
Утилизационный сбор был придуман в России в связи с вступлением страны во Всемирную торговую организацию. На переговорах партнеры по ВТО поставили перед Россией условие о постепенном снижении таможенных пошлин на ввоз автомобилей — в обмен на снижение пошлин на российские товары в странах ВТО.
Россия согласилась с условиями, но тут же ввела утильсбор, который соглашением не запрещался. Формально это плата, которую нужно заплатить за каждый автомобиль, вводимый в эксплуатацию на территории страны: не важно новый или подержанный, импортный или отечественный.
На практике утильсбор стал мерой защиты именно отечественного автопрома, так как российским заводам правительство стало компенсировать уплачиваемый ими утильсбор, то есть в полном объеме его платят только за импортируемые машины.
Также доказательством тому, что утильсбор не имеет прямого отношения к утилизации служит прогрессивная шкала, которая приравнена не к стоимости переработки автомобиля, а к объему его двигателя. Для физических лиц к тому же действует льготная ставка утильсбора.
Какие автомобили подорожают с 1 октября
Уже с 1 октября 2024 года вырастит утилизационный сбор для всех бензиновых и дизельных машин. В Минпромторге оценили рост сбора на 70-85%. Следующее подорожание намечено на 1 января 2025 года, когда ставки вырастут на 10-20%. В дальнейшем утильсбор будет дорожать на 10-20% каждое 1 января до 2030 года.
В качестве примера можно взять Toyota Camry с мотором от 2 до 3 литров, так что он попадает в категорию от 3 до 3,5 литра. Сейчас за ввоз такой машины нужно уплатить утильсбор в размере 844 800 руб. - и это не считая таможенной пошлины, акциза и других расходов. Для машин, ввезенных после 1 октября, утильсбор составит уже 1 562 800 руб — то есть себестоимость автомобиля станет сразу на 718 тысяч рублей дороже. Сейчас такая Camry продается в салонах России примерно за 5 млн руб, то есть она подорожает приблизительно на 15%.
Какие автомобили НЕ подорожают с 1 октября
Как ни странно, принятое постановление правительства не подразумевает повышение утильсбора на электромобили и подзаряжаемые гибриды с 1 октября 2024 года. Для них сохранится прежняя, относительно гуманная ставка в 32 600 руб.
Почему это сделано в министерстве толком не объясняют. Возможно, ответом следует считать фразу «решение о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора принято в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном для обеспечения запросов внутреннего рынка объёме» из сообщения Минпромторга. То есть электромобили у нас пока не производятся в достаточном объеме.
Однако долго радоваться не получится. Потому, что уже принятое постановление правительства все же предусматривает повышение утильсбора на электромобили и гибриды — только не с 1 октября 2024 года, а с 1 января 2025 года. С последующим ежегодным повышением.
Итак, за любой Lixiang или Zeekr с 1 января предстоит заплатить не 32 600, а 667 400 руб. Эти деньги неминуемо скажутся не цене машины. Подробнее о том, как изменится утильсбор для электромобилей и гибридов в нашей инфографике.
Отметим, что в виде проекта принятое сейчас постановление правительства появилось еще в июле 2024 года. Оно подверглось общественному обсуждению по итогам которого были скорректированы только значения утильсбора для седельных тягачей. Там тип и объем моторов не регламентирован, коэффициенты рассчитаны в зависимости от массы прицепа. Так что покупатели Tesla Semi или дизельного аналога заплатят поровну.
Кто пострадает от утильсбора
Главный удар от повышения ставок утильсбора придется на автомобили, официально поставляемые в Россию юридическими лицами. Это так называемые официальные машины от производителей, у которых есть представительство в России и на которые предоставляется официальная поддержка и гарантия.
Сейчас на рынке присутствует около десятка полностью электрических или гибридных моделей, поставляемых по такой схеме. Еще несколько машин планировалось вывести в ближайшем будущем. На этой неделе мы планируем сделать отдельный материал по тому, какие это модели автомобилей.
Также подорожают автомобили из параллельного импорта, которые дилеры завозят на свое имя, чтобы иметь их в наличии. Для них ставка утилизационного сбора также увеличивается. Увеличится она и для отечественных электромобилей. Да, государство возвращает им уплаченный утильсбор, но не всегда в полном объеме, а в зависимости от степени локализации.
Однако остается еще одна категория машин, ставка утилизационного сбора для которых остается низкой. Об этом подробнее.
Как сэкономить на утильсборе
Ставка утилизационного сбора остается льготной для физических лиц. Если автомобиль завозится конкретным покупателем для личного пользования, то заплатить надо всего лишь 3 400 руб. за новую машину и 5 200 руб. за автомобиль старше трех лет. Это многократно меньше, чем ставки коммерческого утильсбора.
Таким образом, если вы готовы не покупать Zeekr или Lixiang из наличия в России, а везти их из-за границы, то сможете существенно сэкономить на утильсборе. Проблема в том, что сделать это самостоятельно при покупке машины в Китае почти невозможно. Потребуются услуги многих посредников, и проще обратится к одному из профессиональных участников рынка, например в Rucars. Впрочем, мы не станем утверждать, что являемся единственной компанией, предоставляющей такие услуги — вы вправе выбрать любого из наших конкурентов.
В любом случае автомобиль изначально приобретается на физическое лицо, поставляется в Россию и передается клиенту уже со всеми документами. И при этом уплачивается льготный утильсбор.
В этой схеме нет никаких подвохов, но есть тревожная тенденция. В последние годы правительство планомерно ужесточало требования при проведении такой схемы покупки.
Сначала было уточнено понятие личного пользования. Сейчас льготный утильсбор доступен только тем, кто ввозит не более одной машины в год и владеет ей не менее 12 месяцев.
Затем запретили покупать машину в странах Таможенного союза, даже если в России автомобиль купило именно физическое лицо и именно для личного пользования. Наконец, с 1 апреля все электромобили и гибриды должны проходить таможню только в России. Растамаживать так машины в Киргизии или Белоруссии стало нельзя.
Мы вынуждены признать, что опасаемся, что следующими действиями, которые правительство предпримет после повышения утильсбора, станет последующее ужесточение правил на ввоз машин для физических лиц. Мы не знаем, что именно придумают чиновники. Но предполагаем, что это приведет только к подорожанию автотранспорта.
Ложка меда
В тот же день, в пятницу 13-го Минпромторг заявил о выделении дополнительных 6,5 миллиардов рублей по госпрограмме на покупку автомобилей российского производства в 2024 году. Согласно программе, покупатели отечественных электромобилей могут получить скидку до 925 тыс. руб. от государства.
Под программу подпадают автомобили Evolute, калининградский седан Amber A5 и кроссовер «Москвич 3е». Возможно, под нее успеет попасть и Lada e-Largus, но в это сложно поверить.
Правда, для получения скидки сначала нужно взять кредит в банке, который государство потом и компенсирует. Проценты по кредиту заплатит покупатель отечественного электромобиля. Напомним, что в тот же день, в пятницу 13-го Центробанк России вновь поднял ключевую ставку. То есть автокредиты опять подорожали.