Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
г.Москва, ул.Киевская д.2 ТГК "Киевский"
Другие способы связи

Влияет ли климат-контроль на запас хода электромобиля, гибрида?

Дата:20.03.2025


Невозможно  представить себе комфортную поездку в автомобиле, где нет климат-контроля. Эта система отвечает за поддержание заданной температуры воздуха в салоне. В отличие от кондиционера климат-контроль работает не только на охлаждение воздуха, но и на его нагрев. Система может быть зональной. Эта опция обеспечивает разный температурный режим в различных частях автомобиля. 


Если в машинах с ДВС климат-контроль запускается через некоторое время после прогрева двигателя, то в электрокарах и гибридах опция включается моментально. Оценить по достоинству это свойство можно в холодное время года, когда не нужно долго прогревать автомобиль. Вы садитесь в уже теплую машину. 

Принцип работы системы климат-контроля в электрокарах и гибридах


Все системы электромобилей работают от аккумулятора. Соответственно, чем больше задействовано опций, тем больше расход электроэнергии. Это напрямую влияет на запас хода. 


Компонентами климатической системы являются: вентилятор, воздуховоды, дефлекторы, электронный блок управления, датчики, осушитель воздуха, отопитель, система фильтрации. Принцип работы климат-контроля прост:

  • вентилятор всасывает воздух из внешней среды;

  • датчики температуры определяют температуру в салоне и вне его;

  • воздух проходит через осушитель и фильтрующие элементы;

  • в зависимости от заданной температуры воздушные массы нагреваются или охлаждаются;

  • воздух поступает в салон через дефлекторы или воздуховоды. 


Системой климат-контроля можно управлять с помощью экранов внутри авто или использовать для этой цели приложение для смартфона. Пользователь может самостоятельно задать климатические параметры, которые будут постоянно поддерживаться. 


Если в машинах с ДВС климатическая система работает от двигателя, то источником питания в электромобилях для нее становится АКБ. Гибридные авто работают по аналогичному принципу. 


В гибридах помимо электродвигателя обязательно установлен бензиновый или дизельный мотор. Главное отличие от машин с ДВС заключается в том, что мотор в гибридном авто выполняет функцию генератора и не используется для обеспечения работы функционала. Его задача — зарядка аккумулятора. Отсюда следует, что поступление электроэнергии для обеспечения работы климатической системы также происходит от АКБ.

Влияние климат-контроля на запас хода гибридов и электрокаров


Работающая климатическая система действительно снижает запас хода автомобиля, поскольку он напрямую зависит от уровня заряда аккумулятора. Главный вопрос заключается в том, насколько сильно климат-контроль расходует электроэнергию. Для того, чтобы ответить на него, стоит изучить 2 эксперимента. 

Эксперимент №1


Представители американской компании TESLA провели испытания электрокаров на полигоне. Для того, чтобы не брать в расчет изменения погоды и неровности на дорогах, все авто тестировались в одинаковых условиях:

  • скорость движения — 70 миль/ч;

  • теплая, безветренная погода;

  • ровное дорожное покрытие. 


Таким образом любые другие факторы, которые могли повлиять на результат эксперимента, были исключены. 


Замеры запаса дальности хода проводились в 3 ситуациях:

  • полное отключение климатической системы;

  • автоматическая работа климат-контроля;

  • работа систем отопления и охлаждения на максимуме. 


В первом случае расход электроэнергии составил 344 Вт·ч/миля. В этом случае запас хода составил примерно 234 мили. При движении электрокара с включенным в автоматическом режиме климат-контроле расход электроэнергии был равен 400 Вт·ч/миля. Прогнозируемая дальность хода — 200 миль. Разница между данными первого замера и второго составляет около 17%. Во время езды с работающей на максимум климатической системой расход электроэнергии был равен 466 Вт·ч/миля, а запас хода — 173 мили. 


Эксперимент показал, что климатическая система расходует большое количество электричества только при работе на максимальных значений. В автоматическом режиме потери запаса хода не значительны. Они частично восполняются работой системы рекуперации. Отсюда можно сделать вывод, что не стоит отказывать себе в комфорте в пользу сохранения дальности хода. 

Эксперимент №2


Немецкий автоклуб ADAC решил проверить, насколько эффективно электрокары используют энергию на обеспечение работы климатической системы по сравнению с автомобилями с ДВС. В качестве экспериментальной модели была выбрана Tesla Model Y.


Исследование проводилось в лаборатории. Его длительность составила 8 часов. Внешняя температура воздуха была равна 35 градусам Цельсия, а внутри авто поддерживались комфортные для человека + 20. Условия не менялись в течение всего времени проведения эксперимента. 


Исследование показало, что авто на обеспечение работы климат-контроля в среднем тратило 1,5 Вт·ч. Такой расход приводил к потере примерно 8 км запаса хода. За все время проведения эксперимента электрокар потерял не более 16% общего заряда батареи. В аналогичных условиях машина с ДВС потратила бы 1,5 л топлива. Энергетические затраты примерно равны. 


Специалисты ADAC пришли к выводу, что расход электроэнергии при работающем климат-контроле нельзя назвать значимым. Они также отметили, что климатические системы в электромобилях лучше справляются со своей работой. Для их запуска не требуется предварительного прогрева двигателя. Система практически моментально создает внутри автомобиля комфортный температурный режим. 

Как снизить расход электроэнергии на обеспечение работы климат-контроля


Расход электроэнергии внутри электромобиля или гибрида можно рационализировать. В этом случае автовладелец и пассажиры смогут ездить с максимальным комфортом без существенной потери запаса хода. 


Для этого рекомендуется:

  • включать климат-контроль по мере необходимости;

  • настраивать работу системы только для того количества пассажиров, которые находятся в авто в момент поездки;

  • пользоваться рекуперацией для восстановления запаса хода;

  • отказаться от режима максимум при работе климат-контроля;

  • настроить автоматический режим работы системы. 


Современные электромобили и гибриды созданы для комфортной и безопасной езды. Не лишайте себя удовольствия воспользоваться всем функционалом, предусмотренным конструкцией авто.