Зачем российскому электромобилю Atom китайский партнер
Самая обсуждаемая новость этой недели — российский электромобиль Atom будут делать в Китае. В России тоже, но заодно еще и в Харбине. Это вызвало естественные подозрения в том, что именно китайское производство станет основным, а в России ограничатся сменой шильдиков. Команда Rucars чуть внимательнее изучила вопрос и пришла к выводу, что это скорее всего не так.
Знакомые по Находке
О том, что у проекта Atom появился китайский партнер стало известно еще 2 июля, просто в России этого не заметили. Сообщение о переговорах с Atom появилось на сайте китайской корпорации XY Group, причем даже на русскоязычной его версии. Там же можно найти новости о том, что еще в сентябре 2023 года XY Group вела переговоры со стоящим за проектом Atom «Росатомом» и в марте 2024 года подписали соглашение о сотрудничестве. О деталях соглашения стороны не распространялись, но обсуждали ни много ни мало производство российских водородных топливных ячеек в Харбине.
Однако об этом заговорили именно в конце июля, когда уже Российский фонд прямых инвестиций, вложившийся в Atom, объявил о появлении у проекта китайского партнера в лице XY Group, открытии исследовательского центра в Харбине и возможном производстве электромобилей Atom в Китае.
Логично было бы предположить, что компания XY Group имеет какие-то отношения с одним из китайских производителей автомобилей, и мы принялись проверять именно эту версию. Как оказалось, дело обстоит несколько иначе.
XY Group, которая называется на самом деле не «Икс Игрек», а «Сюань Юань» — это частная компания, существующая в Китае с 1988 года. И занимается она преимущественно строительством инфраструктурных объектов за пределами Китая. Сразу отметим, что опыта работы в сфере автомобильной промышленности у «Сюань Юань» нет, хотя есть проекты в сфере железнодорожного транспорта и производства тракторов.
В России «Сюань Юань» известна с начала 1990-х. Компания построила целую улицу в приморском городе Находка с одноименной гостиницей, которая к сегодняшнему дню фактически стала центром города. В последние пару лет XY Group активно развивает бизнес в сфере энергоресурсов в России — возит в Китай российский уголь и разрабатывает нефтегазовые месторождения в Якутии.
Есть проекты и в странах бывшего СССР. Так XY Group построила несколько деревообрабатывающих предприятий в Белоруссии, трубопрокатный завод на Украине, кирпичные производства в Средней Азии.
Однако в целом это относительно небольшая по меркам Китая корпорация. Численность ее сотрудников не превышает тысячи человек. То есть речи о том, что Atom объединяется с каким-то китайским промышленным гигантом не идет.
Что может дать XY Group российскому партнеру
Выпуск электромобилей Atom должен стартовать на автозаводе «Москвич» уже летом 2025 года. Но если сейчас посмотреть на будущее производство, то в это будет сложно поверить.
Завод, который сейчас называется «Москвич» к одноименному советскому предприятию почти не имеет никакого отношения. Его здание строилось при прежнем «Москвиче» для производства нового поколения двигателей, которое так и не было запущено. Вместо них пустое новое здание досталось концерну Renault, который поставил оборудование и организовал там выпуск своих машин.
После ухода Renault оборудование было отключено от программного обеспечения. Перезапустить его для выпуска «Москвичей» удалось буквально несколько месяцев назад — до этого машины собирали методом крупноузловой сборки.
Но главное, что это оборудование не будет использоваться для выпуска электромобилей Atom. Фактически, «Москвич» предоставляет новому проекту только производственное помещение, где сейчас нет ничего.
Правда, рядом, в цехах изначального, советского «Москвича» уже есть мелкосерийная сборка батарей для электромобилей от компании «Рэнера» — другой дочерней структуры «Росатома». Но одной батареи для выпуска автомобиля мало.
Таким образом, проект нуждается в создании производства под ключ. Со штамповкой, сваркой, окраской, сборкой. Из всего этого на «Москвиче» можно задействовать разве что окрасочный цех.
Сама XY Group такое оборудование не выпускает. Но у компании есть опыт подбора всего необходимого у китайских производителей. Таким образом представляется, что исследовательский центр в Харбине нужен как раз для тестирования такого оборудования и проработки технологических процессов.
Это вариант с максимальным уровнем локализации электромобиля Atom в России. Возможен и другой вариант. XY Group займется размещением заказов на производство комплектующих непосредственно в Китае и их экспортом в Россию, где уже будет производиться конечная сборка. При таком варианте дополнительное производство в самом Китае представляется вполне логичным.
Проблемы, однако, обещают российские власти. Уже в 2024 году в России планируют в несколько раз поднять утилизационный сбор на электромобили. При этом отечественным производителям власти утильсбор компенсируют, но эта компенсация строго привязана к локализации. Если локализации не будет, то машина из-за утильсбора окажется очень дорогой.
Что известно об электромобиле Atom
Это компактный городской автомобиль, длина которого не превышает четырех метров. При этом у него необычная компановка: центральная стойка кузова отсутствует, а задние двери открываются против движения.
Привод только задний, единственный электромотор выдает 204 лошадиные силы и разгоняет машину до 100 км/ч за 8 секунд. Батарею обещают на 77 киловатт-часов, ее должно хватать на 500 километров по принятому в России циклу WLTP.
Цена должна составить от 3,1 млн руб., причем это стоимость версии для такси, машины для частного пользования будут дороже. Однако основными покупателями скорее всего будут корпоративные автопарки и каршеринг. Очевидно, но Atom попытаются продавать на госслужбу.
Помимо пассажирской версии обещают и фургон без задних окон для перевозки небольших грузов.
Среди инвесторов помимо «Росатома» также выступает КамАЗ и лично глава КамАЗа Сергей Когогин.