Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
ComCity, г. Москва, Киевское шоссе 6 ст. 1.
Другие способы связи

Как производитель АК-47 и батареек вот-вот обгонит Tesla. История BYD

Дата:09.08.2024


На окраине китайского города Уху, который ныне может быть знаком российским автомобилистам как место расположения штабквартиры Chery, только-только закончилось строительство исторического центра. Посреди сельхозполей китайцы возвели огромный парк, который напоминает декорации к фильму о традиционном Китае.

Это типичная практика для Китая. Очень сложный для страны XX век и практика строить дома из дерева привели к тому, что памятников старины в стране не так уж и много — вот их и строят заново. Потому, что всего несколько десятилетий назад узнать это место было бы невозможно.

Миллионер из трущоб

Где-то в окрестностях Уху, в бедной крестьянской семье с одной из самых распространенных в Китае фамилией Ван родился мальчик, которого назвали Чуаньфу. На русский его имя можно с большими допущениями перевести как «Проводник благословения». В Китае у каждого имени есть какое-то значение.

Через 40 дней после этого события Политбюро китайской компартии под нажимом Мао Цзэдуна объявило начало Культурной революции — политики, которая нанесла колоссальный удар по китайской интеллигенции, а в более широком плане — по экономике страны.


Молодому Чуаньфу повезло быть не первым ребенком в семье — бороться с рождаемостью тогда еще не начали, и в семьях было по много детей. Потому, что пережить трагическое время родители молодого Вана не смогли, и ко времени учебы в старшей школе его опекунами стали старшие братья и сестры.

Тем удивительнее, что Ван Чуаньфу, сын бедного крестьянина, сирота смог получить очень достойное образование и стать ученым. Он поступил в Центральный Южный Университет Китая, где изучал физическую химию. Закончив его в 1987 году, он спустя три года защитил научную степень в Пекине, в Институте исследования цветных металлов.

Следующие пять лет Ван Чуанфу занимался научной деятельностью и исследованиями, после чего понял свое призвание. В мире начинался бум аккумуляторов для мобильных устройств, но такие элементы питания были очень дорогими. Дорогими потому, что — японскими, подумал Ван. Китайские будут дешевыми.

Вместе со своим кузеном, молодой ученый отправился в Шеньчжень — китайский город рядом с Гонконгом. Чтобы на его окраинах, с помощью дешевого ручного труда и подручных материалов, делать то, что японцы выпускали на высокотехнологичных и высокоавтоматизированных фабриках — аккумуляторы.

Ставка Ван Чуаньфу сработала. Свою компанию он назвал «Яди Электроникс» по имени улицы, на которой располагалось производство. Вскоре к имени прибавили «Би» в начале. Так она оказывалась в списках одной из первых по алфавиту. Уже позже, китайское «Бияди» станет латинской аббривиатурой BYD, для которой придумают расшифровку Build You Dreams. Воплощай свои мечты.

Через семь лет после основания BYD занимала первое место в мире по производству никель-кадмиевых аккумуляторов, второе — по выпуску никель-металл-гибридных и третье — по литий-ионным. В 2012 году более чем в половине всех мобильных телефонов в мире стояли аккумуляторы BYD. Их можно было встретить в Motorolla, Nokia, Sony-Ericson и даже в Samsung.

Знатоки истории Tesla помнят, что эта компания началась с идеи построить электромобиль, собрав тяговую батарею из аккумуляторов мобильных устройств. У Вана Чуаньфу такие аккумуляторы к тому времени уже были в избытке.

Оружие китайской освободительной армии

Во второй серии первого сезона британского шоу «Народные автомобили с Джеймсом Мэем» знаменитый ведущий уничтожает военные версии французских бестселлеров Citroen 2CV и Renault 4. По иронии судьбы делает он это из автоматической винтовки АК-47. Только не из советской, снятой с производства в 1974 году, а из китайской, выпускаемой до сих пор.

Делает эти автоматы государственный концерн Norinco — эдакий китайский аналог российской оборонной промышленности. А помните, что еще в России, точнее в СССР делали на оборонном предприятии в Ижевске по соседству с автоматами Калашникова? Правильно — автомобили «Иж».

В 1980-е  Norinco тоже решил заняться производством мирных автомобилей. Малолитражек на основе Suzuki Alto. В России их больше знают по узбекской копии как Daewoo Tico. К началу 2000-х китайцы заметно переделали эту модель и выпускали на том же шасси и с теми же двигателями, но с собственным чудоковатым кузовом бюджетную малолитражку Flyer.


Дела, впрочем, шли не так, чтобы хорошо. Для Norinco выпуск машин очевидно не был основным родом деятельности. И развивать его особо никто не собирался.

Зато об этом производстве мечтал Ван Чуаньфу. Как и основатели Tesla, он понимал, что аккумуляторы для мобильных устройств могут стать основой для батарей электромобилей. Аккумуляторы у него уже были, не хватало машины. И BYD купил у Norinco их автомобильное производство.

Автомобилисты со стажем еще могут вспомнить похожие на ботинки машинки BYD Flyer, которые официально поставлялись в Россию году в 2006 и стоили даже дешевле, чем Lada. Вот этому предстояло стать настоящим «убийцей Tesla».

Выпить стакан электролита и не умереть

В истоках компании BYD и скрываются причины ее дальнейшего успеха. Это единственный крупный автомобильный концерн в мире, который начинал с производства аккумуляторов, а не наоборот. Свои элементы питания сейчас есть и у Tesla, но она только пришла к этому, а BYD именно с этого начинала.

При кажущейся примитивности ручного производства, BYD с самого начала делала ставку на качество. Операции были разбиты на самые простейшие движения, в которых нельзя допустить ошибки. То, что в Японии делал один робот стоимостью сотни тысяч долларов, в Китае делали сотни тысяч рук, и не за один доллар, а за еду.

 При этом Ван Чуаньфу любил повторять, что в отличие от японских или корейских аккумуляторов его — не взрываются и вообще работают безотказно. А однажды желая доказать их безвредность, на глазах у американского инвестора выпил стакан электролита. Поморщась и пожаловавшись на вкус, он предложил повторить этот опыт американцу. Тот отказался, но денег дал.


Автомобильное подразделение BYD, которое быстро стало в корпорации основным, с самого начала развивалось в сторону электромобилей. Уже Flyer пытались перевести на электротягу,но безуспешно. А вот следующую модель, седан F3, который неприлично был похож на Toyota Corolla, получил уже на выбор бензиновый, полностью электрический или гибридный привод.

На следующие годы именно подзаряжаемые гибриды стали главной сущностью BYD. Они подпадали под китайскую категорию New Energy Vehicle (NEV) и пользовались господдержкой, оставаясь дешевле и доступнее электромобилей.

Правда, в 2017-2020 годах, когда государственные субсидии были снижены, BYD пережила кризис. Но не отказалась от разработки новых моделей. И это дало результат. Сейчас BYD занимает первое место в мире по числу выпускаемых подключаемых автомобилей и спорит с Tesla за звание производителя полностью электрических машин номер 1: во втором квартале 2024 года он реализовал 426 тысяч электрокаров против 440 у у американского бренда.

При этом BYD есть куда расти. Спрос на Tesla ограничен высокой ценой этих машин. А полностью электрический пятидверный BYD Seagul можно купить в Китае менее чем за 10 тысяч долларов.

Теги: BYD