Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
ComCity, г. Москва, Киевское шоссе 6 ст. 1.
Другие способы связи

Банки перестали принимать оплату автомобилей и запчастей из России. Что теперь будет

Дата:11.07.2024

Российские автомобильные дилеры не могут перевести деньги в Китай для оплаты автомобилей и запчастей. Об этом заявил глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, перевод блокируется со стороны китайских банков и отправить деньги нельзя уже несколько месяцев.

По словам Подщеколдина, если ситуация не наладится, Россию ждет острый дефицит машин из Китая и запчастей к ним. Поскольку в настоящий момент Rucars поставляет электромобили, гибриды и автомобильные запчасти преимущественно именно из КНР, то мы бы хотели пояснить, как обстоят дела на самом деле.

Прямые платежи действительно не проходят. И вот почему

Александр Геннадьевич не обманывает, когда говорит, что прямые платежи из российских в крупные китайские банки сейчас не проходят. Прямой безналичный перевод действительно перестал работать несколько месяцев назад.

Связано это с опасением вторичных санкций. Сам Китай не вводил никаких ограничений на прием денег из России, как и российские власти не запрещали оплату поставок товаров от китайских партнеров. Однако прямая транзакция денег из России в Китай может быть замечена властями третьих стран, в том числе тех, которые уже ввели санкции против России.

Крупные китайские банки имеют представительства в богатых западных странах. И на эти представительства могут быть наложены вторичные санкции за то, что их головные структуры получают деньги из России. Потому переводы и блокируются.

Поставки машин и запчастей под угрозой?

Пока нет. Ни власти Китая, ни власти России, ни бизнесмены в России и в Китае пока не проявили ни малейшего желания прекращать сотрудничество. Отказ банков в переводах означает только, что теперь актуальными стали другие способы переправки денег из одной страны в другую.

Перечислять эти способы мы не станем по понятным причинам. Но никаких сверхтехнологий тут нет. Все работает примерно так, как вы можете себе представить. Да, переводить деньги иными способами, нежели напрямую, выходит дороже, но они доходят. Главное, что есть желание со стороны китайских поставщиков продавать в Россию автомобили и запчасти. И они готовы сами предлагать альтернативные способы оплаты или соглашаются на предложения российской стороны.

В теории власти России или власти Китая действительно в состоянии перекрыть или сильно сократить финансовые потоки между нашими странами. И тогда это и правда станет проблемой. Но пока никаких предпосылок для этого мы не видим.

Чем крепче санкции — тем больше брендов на российском рынке

Чтобы понять, что происходит на рынке, достаточно посмотреть на марки автомобилей, которые продаются в России. В 2024 году бывший завод Peugeot-Mitsubishi под Калугой возобновил сборку автомобилей Citroen. Официально марка в Россию не возвращалось, но завод работает, кроссоверы Citroen собираются из машинокомплектов из Китая и продвигаются той же командой менеджеров, что работали в российском представительстве Peugeot Citroen. Юридическое лицо новое, но располагается по тому же адресу.

По адресу в Москве, где когда-то находилось представительство Honda, сейчас тоже находится новое юридическое лицо, которое поставляет автомобили Honda с китайского рынка и даже одноименные мотоциклы из Индии, которые прежде за пределы этой страны не поставлялись.

Наконец, некая российская компания «ФАВ Восточная Европа» на днях объявила о старте официальных продаж в России автомобилей марки Jetta. Ранее эта же компания называла себя официальным дистрибьютором китайских марок Hongqi и собственно FAW.

Проблема в том, что Jetta — это бренд концерна Volkswagen, который под данной маркой выпускает свои бюджетные модели на совместном предприятии с FAW в Китае. И в 2023 году он прямо заявил, что запрещает продажи своих машин в Россию.

Hongqi тоже принадлежит концерну FAW и, помимо прочего, продает свои электромобили в Европе. При этом скрывая факт официального присутствия в России — на официальном глобальном сайте марки нашей страны нет.

Скажем больше, не получается найти ни одного достоверного подтверждения о том, что российская компания «ФАВ Восточная Европа» и китайский концерн FAW, выпускающий Hongqi и, совместно с Volkswagen, еще и Jetta как-то юридически связаны. Но факт остается фактом: «ФАВ Восточная Европа» действует как дистрибьютор, поставляет машины, развивает дилерскую сеть, осуществляет сервисное обслуживание.

На этом фоне появились слухи о возвращении по той же схеме автомобилей Skoda китайской сборки на российский рынок. А бывшая пиарщица Changan в России объявила о переходе на аналогичную должность в российское представительство BMW. Представьте, оно еще существует и, видимо, решило, что скоро им понадобится пиарить какие-то продукты. Напомним, что официально BMW в России нет.

Так о чем говорили в РОАД

РОАД — это организация, созданная для того, чтобы отстаивать интересы российских автомобильных дилеров. В организацию входит около половины всех российских автомобильных ретейлеров (Rucars в РОАД не состоит).

Цель РОАД — через СМИ и обращения к властям продвигать интересы автомобильных дилеров, и в этом нет ничего плохого. Действительно, в интересах автомобильных дилеров — упрощение финансовых переводов с Китаем.

Более того, лично глава РОАД Алексей Подщеколдин является владельцем брянской сети автосалонов «БН-Моторс», чего никто не скрывает. Один из проектов его компании — сборка китайских фургонов. И именно Подщеколдин жаловался журналистов на то, что деньги через китайские банки не проходят.

Интерес Подщеколдина в том, чтобы российские власти его услышали и помогли решить эту проблему. В этом вопросе Rucars полностью на стороне РОАД. Просто надо понимать, что упростить систему платежей между Россией и Китаем — это одно, а полный запрет на оплату автомобилей и запчастей, поставляемых в Россию из Китая — это другое. Последнего, к счастью, пока не произошло.

Так что пока машины из Китая и запчасти к ним можно заказывать, оплачивать, поставлять и передавать клиентам. Если позиция китайских банков как-то и отразилась на рынке, то лишь незначительным увеличением себестоимости, а значит и конечных цен, что уже произошло. Альтернативные способы перевода денег дороже прямых на 1-2%, но это от цены машины в Китае, а в ее конечной стоимости в России существенную долю занимают таможенные платежи, налоги и сборы уже в России, которые не менялись. Так что себестоимость в рублях из-за невозможности прямых платежей увеличивается менее чем на 1%. Надеемся, этим все и ограничится.