Когда китайцы не смогли. Несостоявшиеся убийцы Tesla, которые уже банкроты
Глядя на огромное количество новых китайских электромобилей от до сих пор неизвестных брендов может сложиться впечатление, что это сплошные истории успеха и торжества технологий. На самом деле до сих пор действительно успешной компанией в сегменте электромобилей остается только Tesla. Несмотря на падение капитализации, наблюдаемое с 2022 года, это по прежнему самая дорога и самая прибыльная автомобильная компания в мире.
А что же другие? Как это всегда бывает, успех Tesla породил целую плеяду подражателей, в первую очередь в Китае. Некоторые из них, такие как Nio и Xpeng уже пережили целую череду кризисов и спаслись только благодаря появлению новых инвесторов. Другие, такие как Zeekr. BYD или Aito, пользуются поддержкой стоящих за ними крупных автоконцернов, заработавших капиталы на продаже бензиновых машин.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о тех, кого с нами или уже совсем нет, или они где-то есть, но их будущее крайне туманно.
HiPhi
Первая китайская марка, которая в 2024 году приходит на ум, когда речь заходит о банкротстве электромобильного стартапа — это HiPhi от компании Human Horizons. Это классический электромобильный стартап, основанный в 2017 году. Именно в этом году Тесла выпустила свою первую действительно массовую модель — Model 3 — и вскоре доказала, что производство электромобилей может быть очень прибыльным делом.
Как нетрудно заметить, в Human Horizons сделали ставку на дизайн своих электромобилей. Даже на фоне остальных электрокаров они выглядят декорациями из научно-фантастических фильмов. При этом с технической точки зрения ничего выдающегося в этих машинах не обнаруживается. Не плохая, но и не хорошая техника, достаточно посредственные характеристики.
Более того, авангардный дизайн скорее стал недостатком автомобилей. Яркие элементы в экстерьере порой входят в противоречие с законами аэродинамики, а необычные решения ведут к увеличению веса.
Но главное, что такой дизайн оказался совершенно не оптимизированным с точки зрения стоимости производства. Себестоимость электромобилей HiPhi получилась по китайским меркам очень высокой, что сказалось и на конечной цене машин.
Итого мы имеем посредственную технику с игрушечной внешностью и очень высокой ценой. Внезапно выяснилось, что покупателей на такие машины не нашлось.
Возможно, у марки был бы шанс, если бы на рынке существовала только она и Tesla. Но как оказалось, в 2017 году идея повторить успех Tesla пришла во многие головы. Так что в начале 2024 года Human Horizons объявила о приостановке производства на полгода без выплаты зарплат сотрудникам.
Хоронить компанию пока рано. Для крышки гроба нужно много гвоздей, и до последнего еще далеко. Чуть ли не каждый месяц появляются новости о том, что Human Horizons заинтересовался очередной инвестор, готовый вложить деньги в развитие проблемного проекта. Но давайте будем честны — пока все идет к тому, что яму могильщики копать уже начали.
Faradey Future
Еще один многообещающий проект — Faradey Future. Формально он американский, но не отделим от личности своего владельца, китайского бизнесмена Цзя Юэтина.
Цзя построил успешный бизнес в Китае, основав медиапортал Le.com. На волне успеха он начал расширять бизнес, выпуская под брендом LeEco телевизоры, планшеты и смартфоны. Где-то в этот момент он и стал главным инвестором американского стартапа Faradey Future.
В самом начале 2017 года стартап представил свой первый автомобиль — электрический кроссовер FF91. По состоянию на тот момент это был самый быстрый электромобиль в мире и один из самых передовых по всем показателям.
Планировалось в короткие сроки построить завод в США и оставить Tesla в роли догоняющей.
Однако тут выяснилось, что у Цзя Юэтина случилось головокружение от успеха. Расширяя свой основной бизнес в Китае он набрал столько кредитов, что оказался не способен их погашать.
Преследуемый китайскими властями за долги, Цзя сбежал в США, где сменил имя на Уай Ти. И оказалось, что кроме Faradey Future из активов у него больше ничего и не осталось. Не имея мощной финансовой поддержки, стартап стал искать новых инвесторов, придумывать новые стратегии выживания, пытаться налаживать хотя бы мелкосерийное производство, распродавать технологии. Невероятно, но агония некогда очень многообещающего стартапа длится до сих пор. Но давайте быть честными — время просто ушло, и характеристики, которыми FF91 поражал в 2017 году, сейчас уже не удивляют.
Byton
Про компанию Byton вы, возможно, даже не слышали, но мы о ней помним. Тут все зеркально относительно Faradey Future — основана она в Китае, но не китайцами, а двумя европейцами. Главным был Карстен Брейтфилд, а со-основателем Дэниэл Кирхерт. Первый пришел из BMW где возглавлял проект гибридного спорткара i8, а второй долгое время работал в Nissan. У обоих была репутация и связи в автомобильном мире, что позволило им найти инвесторов для реализации амбициозного проекта в Китае по выпуску премиальных электромобилей.
Byton даже показали два концепт-кара, кроссовер M-Byte и седан K-Byte. Нам они запомнились тем, что у них на тот момент были самые большие цельные дисплеи, заменяющие панель приборов и тянущуюся от края до края передней панели. Это сейчас таким никого не удивишь, а в 2018 году, когда машину впервые показали публике, мы были впечатлены.
Компания привлекла первичные инвестиции, договорилась о партнерстве с государственным концерном FAW, представила машины и начала строить завод в Нанкине. И… разорилась. Окончательно банкротство было оформлено в 2021 году. Почему так произошло? Скорее всего это классический случай, когда собранных денег хватило на постройку демонстрационных образцов и красивые презентации, но не на организацию полноценного производства.
Что до основателя Карстена Брейтфилда, то он еще в 2019 году был вынужден под давлением кредиторов покинуть свою компанию, чтобы возглавить… Faradey Future!
Одним из инвесторов и технических партнеров стартапа Byton была тайваньская компания Foxconn. Если вы не в курсе, на Тайване тоже живут китайцы, а само существующее там государство официально называется не иначе как Китайская республика, которая вообще-то считает и весь континентальный Китай своей законной территорией, временно оккупированной коммунистами. Ну да не будем о политике.
Foxconn
Foxconn известен тем, что это крупнейший производитель техники Apple в мире. То есть сами продукты разрабатывает американский концерн, а Foxconn — их подрядчик, который занимается собственно производством. И вот уже много лет эта компания стремится ворваться в мир электромобилей.
Пока, однако, Foxconn запомнился только обещаниями одно громче другого. Еще в 2021 году они обещали через год выпустить семейство электромобилей а в 2025 году занять чуть ли не 10% мирового автомобильного рынка. А также намеками на то, что именно они являются технологическими партнерами и будут делать электромобиль марки Apple.
По итогу только несколько показанных концепт-каров Model E, Model C, Model T, Model B, и Model N, а также демонстрация шасси с утверждением, что это и есть готовая к производству платформа для электромобиля. И да, Apple, которая никогда официально не объявляла о разработке электромобиля, свой проект закрыла.
Однако хоронить Foxconn рано. В ходе кипучей деятельности компания приобрела бывший автозавод General Motors в штате Огайо и построила собственный завод в Китае. И хотя их электромобильное направление несколько раз реорганизовывалось, оно существует до сих пор. А главное, у Foxconn есть деньги, это прибыльная корпорация, которая не зависит от сторонних инвесторов. Так что все еще может быть.
Weltmeister
Из тех, кто разорился относительно недавно — китайская компания WM Motors, выпускавшая машины под маркой Weltmeister. Несмотря на немецкое звучание, никаких европейских корней у нее нет. Придумал ее китаец Фримен Шень, который до того работал на руководящих постах в Geely и Volvo.
Это тот случай, когда казалось бы ничего не предвещало. Компания была основана в 2015 году и уже в 2018 смогла начать производство своей первой модели. Год от года продажи росли, а модельный ряд расширялся. Успех? Как оказалось — нет.
WM Motors с самого начала ходила по грани финансового коллапса с трудом обслуживая свои долги. Как и любой стартап, она привлекала деньги инвесторов и кредиторов, которые нужно было возвращать, и в какой-то момент зарабатываемых от продаж электромобилей сумм оказалось недостаточно для покрытия долгов.
Добила Weltmeister эпидемия коронавируса. Если Tesla смогла использовать это время с пользой, доказав преимущество схемы онлайн-продаж с бесконтактной передачей автомобилей, то WM Motors к локдауну оказалась не готова. Попытки спасти бренд продолжались более года, но в октябре 2023 его официально признали банкротом.
Levdeo
WM Motors оказалась не единственной китайской компанией, производящей электромобили, кто обанкротился в 2023 году. Разорилась и вполне успешная Levdeo.
Вы о таком производителе, наверное, и не слышали, а он выпускал электрокары аж с 2008 года. Правда, это были весьма специфичные машины. Не машины даже, а мотоколяски, как было принято говорить в СССР. То есть всякую технику для передвижения по полям для гольфа, по территориям отелей. Самое полноценное из того, что делала Levdeo было похоже на что-то вроде электромобильчика Renault Twizy. Помните проект российского электромобиля Zetta? Вот он тоже из той же категории.
Тем не менее, у Levdeo дела шли более чем неплохо. Настолько, что они решили расширить бизнес за счет производства уже полноценных электромобилей. План-капкан выглядел так.
В 2019 году Levdeo купила китайского производителя бензиновых машин Yema Auto. В России о таких не слышали, да и не надо. Он был. Покупка была совершена с единственной целью: выкинуть из под капота ненужный бензиновый двигатель, поставить электропривод и батарею, а в этом у Levdeo уже был большой опыт, и электромобиль готов!
Дешево и сердито! Да. Но не прибыльно. Расходы на осуществление этого плана оказались выше доходов от продажи новых электромобилей, которые к тому же не пользовались особым спросом. В мае 2023 года Levdeo официально признали банкротом. А могли бы электрические мотоколяски до сих пор делать.
Bordin
В довершение назовем еще один китайский стартап, который сумел наладить производство электромобилей и тут же разорился. Назывался он Bordin и как и Byton базировался в Нанкине. Ничего не имеем против южной столицы Китая, но производителям электрокаров там определенно не везет.
С Bordin произошла классическая история. Стартап основали в 2016 году и он довольно быстро развивался. В 2018 году появились первые серьезные партнеры, в 2019 показали первую модель и в том же году стартовали продажи и производство.
За первый, 2019 год компания продала электромобилей более чем на 33 миллиона долларов, но дальше началась пандемия коронавируса, продажи пошли вниз, пришлось снижать цены, и за 2020 год удалось продать машин только на 10 миллионов долларов.
Возможно, крупная корпорация и смогла бы пережить такие сложности. Но не стартап, который был еще далек от выхода на безубыточность. В 2021 году Bordin подал заявление о банкротстве.
Какие выводы можно сделать из всех этих примеров?
Во-первых, чудес не бывает, и рядом с каждой историей успеха найдется парочка историй о провалах.
Во-вторых, даже наличие хорошего на первый взгляд продукта не гарантирует успеха.
В-третьих, число банкротств среди производителей электромобилей из Китая будет расти.
Так что же, нужно бояться покупки китайского электромобиля из-за риска остаться без поддержки автопроизводителя и запчастей. Конечно нет, но осторожность не помешает.
Во-первых, лучше выбирать бренд, за которым уже стоит крупная корпорация. Причем не обязательно автомобильная. Например, Xiaomi только недавно сделала свой первый электрокар, но это гиганский концерн, и он сразу не разорится.
Во-вторых, советуем брать модель, которая уже хорошо продается. Это означает, что ее в ближайшее время не снимут с производства, а даже если это произойдет, многие китайские компании продолжат делать для таких машин запчасти просто потому, что на это будет спрос.
Да и чем более популярна модель, тем лучше она будет знакома специалистам сервисных центров.
Наконец, не нужно забывать, что прогорают не только китайские производители электромобилей. В США или Европе банкротств как минимум не меньше.