СМИ пишут о резком подорожании запчастей на китайские автомобили. Что тут не так
На днях одно из маркетинговых агентств под названием «Национальное агентство промышленной информации», стало источником громкого информационного повода для средств массовой информации для того, чтобы написать статьи с похожими заголовками вроде «Китайцы за год подняли цены на запчасти для своих машин на 45%». Мы в Rucars честно сказать этому удивились. И первым делом позвонили тем сотрудникам нашей компании, которые непосредственно занимаются закупками запчастей у партнеров в самом Китае.
Наши коллеги удивились еще больше. И рассказали, что на самом деле стоимость автомобильных запчастей в Китае снижается. Точнее она снижается по мере роста продаж новых автомобилей.
Грубо говоря, со сменой поколений запчасти на конкретный автомобиль действительно могут подорожать. Но чем дольше он выпускается, тем дешевле будут его детали. Всеобъемлющего анализа гигантского рынка автозапчастей мы с коллегами не делали, но те из нас, кто работает непосредственно «в полях», то есть занимается закупками утверждают — цены стали ниже.
Так что же, где правда? Давайте попробуем разобраться.
Что могло увеличить цены?
Итак, мы утверждаем, что на рынке самого Китая, со стороны китайских партнеров заметного повышения стоимости автозапчастей за прошедший год не произошло, а по многим позициям ценники переписывались в сторону снижения.
Возможно, виноват курс юаня к рублю? Если бы китайская валюта заметно подорожала, то цена в рублях на импортные товары выросла. Однако, изучая график торгов на Московской бирже, можно заметить прямо противоположное. В августе 2023 года цена юаня поднималась до 14 руб., а в августе 2024 опускалась до 12 руб. В целом в течение года курс колебался между 12 и 13 рублями. На момент написания этой заметке за китайскую валюту дают 12,7 руб.
Возможно, заметно выросла стоимость таможенного оформления? И этого в течение года не было. Да, новые автомобили с 1 апреля нужно таможить в России с оплатой полной пошлины. Но больших изменений по оформлению запчастей не происходило.
Возможно цена выросла из-за удорожания логистики? Логистика и правда не дешевеет, но и заметного подорожания не случалось. Точно не на 45% в год. Более того, с ростом себестоимости поставок одними путями возникают и альтернативные каналы, то есть происходит нормальная, рыночная конкуренция.
Единственное, что подорожало за год — это стоимость перевода денег в китайские банки. Но и здесь речи не идет о существенном подорожании на 45% в год, цифры в конечном итоге получаются на порядок ниже, и это не фигура речи, а именно единицы, а не десятки процентов.
В любом случае, перевод денег в Турцию и тем более в Европу, а также стоимость логистики из Европейских стран поднилась за год заметно сильнее, чем в случае торговли с Китаем. То есть запчасти на машины ушедших брендов (если их нельзя привезти из Китая) выросли в цене заметно сильнее, чем для китайских марок.
Так кто виноват в росте цен?
Проще всего в росте цен объявить официальных дистрибьюторов китайских брендов в России, но как раз они за минувший год сделали весьма много для организации центральных складов запчастей в России и организации оперативного их наполнения. Представительствам более всего важно донести до клиентов, что при покупке китайской машины они без запчастей не останутся и при ремонте не разорятся.
Как же получилась цифра в 45%? Возможно в «НАПИ» некорректно провели исследование? Наша версия такова: исследование было проведено корректно, но некоторые журналисты неверно трактовали его результаты.
Во-первых, в исследовании не говорится, что «китайцы» подняли цены. Там вообще не говорится, кто поднял цены.
Во-вторых, там сравнивается стоимость оригинальных запчастей на маркетплейсах. То есть не у официальных дилеров, так что представительства тут вообще ни при чем, речь об альтернативных продавцах.
Третье. Цены взяты только по узкому наименованию запчастей. А именно по тем деталям, которые меняются… нет, не по гарантии, а по страховке. Иными словами, это преимущественно кузовные детали, по которым происходит выплата при ДТП.
Проще говоря, на 45% подорожали не все китайские запчасти, а только те, которые нужны при ремонте в случае аварии и только при их покупке на маркетплейсах.
И последнее. Нигде не сказано, что сравнивались цены запчастей для одних и тех же моделей автомобилей. Просто — сколько в среднем стоили запчасти для китайских машин в августе 2023 года и сейчас.
Так что произошло за минувший год? А произошли две связанные вещи. Количество китайских автомобилей в России заметно увеличилось. И российские клиенты наконец обратили внимание на китайские автомобили среднего и высокого ценового сегмента — прежде покупали только самые дешевые модели, предпочитая за большие деньги брать европейские или японские автомобили.
Из этого следуют два вывода. Спрос на запчасти для китайских машин за год заметно вырос, и предложение на свободном рынке маркетплейсов может не поспевать, с чем представительства за счет создания складов и пытаются бороться.
И второй вывод — спрос сместился в сторону кузовных деталей более дорогих автомобилей. Простой пример. В 2023 году требовались лобовые стекла для бюджетных моделей Chery и Haval. Но за год было продано более 10 тысяч новых Lixiang и Zeekr, запчасти для которых дороже. И «средняя по больнице» цена лобового стекла для усредненного китайского автомобиля естественным образом выросла.