Наши контакты
+7 (495) 255-70-30
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Наш адрес
ComCity, г. Москва, Киевское шоссе 6 ст. 1.
Другие способы связи

Электромобили создают опасное излучение. Миф или правда?

Дата:18.11.2024


Электромобили позиционируются как максимально безвредный вид транспорта. По крайней мере при их работе на выделяются вредные выхлопные газы, которыми вынуждены дышать не только окружающие пешеходы, но и те, кто сами находятся в машине. Но так ли они безопасны на самом деле? Электромобили генерируют электромагнитное излучение, что с самого их появления вызывает тревогу у некоторых скептиков. Так насколько она обоснована?

Откуда в электромобиле излучение

Электромагнитное излучение — это распространяемое в пространстве возмущение (изменение) магнитного поля. И в конструкции электромобилей этот эффект имеет первостепенное значение.

Принцип работы абсолютно любого электродвигателя, в независимости от его типа, сводится как раз к созданию и использованию электромагнитных полей. Элементы электродвигателя под воздействием тока притягиваются друг к другу и этим приводятся в движение.

Кроме того, магнитное поле создают и остальные элементы привода электромобиля. Собственно, любое движение электронов, то есть сам ток всегда создает магнитные поля, что возмущает окружающее магнитное поле, то есть приводит к возникновению излучения.

Его источниками помимо собственно электромоторов служат и тяговая батарея, и управляющая электроника и, не в последнюю очередь, зарядные устройства. Таким образом, первое, что надо признать — электромагнитное излучение в электромобилях действительно есть.

Как электромагнитное излучение влияет на здоровье человека

Человеческий организм как и любая материя в нашей Вселенной состоит из атомов, которые, в свою очередь, включают электроны. Кроме того, нервная система человека функционирует за счет биотоков, то есть тоже за счет движения электронов.

В теории любое магнитное поле, а тем более его возмущение, различным образом влияет на поведение электронов в человеческом организме. В зависимости от частоты излучения, оно может приводить к ухудшению самочувствия, появлению усталости или нагреву телесных тканей. Собственно, на последнем эффекте основан принцип работы микроволновых печей — там тоже возникает электромагнитное излучение.

Изучением влияния электромагнитного излучения на здоровье человека занимается Международная комиссия по защите от неионизирующего излучения (ICNIRP или МКЗНИ) при Международной ассоциации радиационной защиты. Она в том числе разрабатывает (и регулярно уточняет) предельные нормы электромагнитного излучения. Эти нормы не являются обязательными к соблюдению, но в большинстве стран стараются их придерживаться.

При этом важно понимать, что до сих пор воздействие электромагнитных волн на человека мало изучено. Превышение норм ICNIRP вовсе не означает мгновенной болезни или смерти человека. Скорее это заградительные нормы, которые гарантируют, что если их не превышать никакого воздействия на здоровье точно не будет, а что будет если превысить — науке пока доподлинно не известно.

Что происходит на практике

С самого момента зарождения жизни на Земле организмы существуют под воздействием электромагнитного поля и электромагнитного излучения. Более того, без этого жизнь на Земле была бы невозможна в принципе.

Дело в том, что мы живем на огромном электрогенераторе, причем в самом прямом смысле этого слова. Согласно последним геологическим данным, в центре нашей планете находится твердое металлическое ядро, выполняющее роль ротора, которое вращается в оболочке из жидкого металла, служащего фактически статором. В итоге генерируется электромагнитное поле Земли, которое отражает в том числе солнечную радиацию, которая в противном случае представляла бы смертельную угрозу для земной жизни — по крайней мере на суше.

Земной магнетизм настолько силен, что улавливается простейшим устройством — компасом. Причем в любой точке планеты (за исключением полюсов, разумеется). Но и он — не единственный источник электромагнитного излучения. Абсолютно любой объект, в котором происходит протекание электрического тока, генерирует электромагнитное излучение. Это и мобильный телефон, и компьютер, и пылесос и даже просто электропроводка в стенах вашего дома. Мощнейшим источником электромагнитного излучения является бытовая микроволновая печка. Электромобиль — еще один источник электромагнитного излучения, воздействующего на человека. Причем не самый мощный.

Насколько электромобили опасны

С момента массового распространения электромобилей, то есть последние 20 и более лет, было проведено множество исследований их электромагнитного воздействия на человека. Причем как в Америке или Европе, так и в Китае.

Все из них не выявили превышения допустимых норм ICNIRP, по крайней мере в зоне непосредственного нахождения людей в салоне.

Электромагнитное излучение в автомобилях, разумеется, есть. Но его уровень ниже, чем, например, у микроволновой печи.

При этом все крупные автопроизводители принимают меры по снижению электромагнитного излучения. На это есть две причины. Во-первых, опасения за здоровье людей. А во-вторых, если электромагнитное излучение оказывается направлено не на то, чтобы привести машину в движение, а на водителя и пассажиров — то это просто паразитная трата энергии. А все стремятся повышать эффективность электромобилей.

Для того, чтобы снизить уровень электромагнитного излучения, автопроизводители принимают ряд мер. В первую очередь этого добиваются за счет компановки, размещая источники излучения подальше от людей. Во-вторую, повышая эффективность самой системы. Наконец, сейчас управляющая электроника современных электромобилей умеет реагировать на рост уровня излучения и корректировать параметры работы системы таким образом, чтобы этот уровень понижать.

Таким образом, нам не удалось найти исследований, доказывающих негативное влияние электромагнитного излучения электромобилей или гибридов на здоровье людей. Но есть множество авторитетных исследований, доказывающих их безопасность.

Наконец, нужно напомнить, что массовый электрический транспорт начался не с электромобилей. Даже те, кто никогда не ездил на электромобиле, регулярно ездят на трамваях, электропоездах, наконец к метро. И вагоны метро приводятся в движение ровно тем же образом, что и электромобиль. Только там еще кабели по стенам тоннелей проложены и по рельсам ток идет, так что источников электромагнитного излучения может быть даже больше.

Что, если я верю в опасность электромобилей

Для тех, кто считает, что опасность от электромагнитного излучения автомобилей все же есть, пусть она и не доказана, мы готовы дать несколько советов, как снизить его воздействие. Носить шапочки из фольги не обязательно, но есть другие вещи, о которых важно знать.

Все источники электромагнитного излучения находятся в нижней части электромобиля. Исследования показывают, что сила магнитных полей в салоне выше всего в районе ступней и почти исчезает на уровне головы.

Опытным путем было доказано, что сильнее всего электромагнитное излучение воздействует на пассажира, сидящего за водителем, а менее всего — на переднего пассажира. Водитель и второй пассажир сзади подвергаются примерно равному излучению, так что выбирайте места исходя из этой информации.

Наибольшего уровня излучение достигает при резком разгоне и резком рекуперационном торможении. При размеренном движении его уровень ниже.

Очень сильное электромагнитное поле возникает при быстрой зарядке электромобиля. Если вы верите в его опасность, то лучше в этот момент не находиться рядом с машиной и тем более внутри нее.

Не менее «опасны» беспроводные зарядки. Пока они являются экзотикой даже в Европе, Америке или Китае. Но в перспективе могут стать массовыми. Находится рядом с ними не стоит, тем более не советуем залезать под машину между зарядкой и принимающим устройством.

Наконец, людям с имплантированными электронными устройствами, например с кардиостимуляторами, нужно проконсультироваться у лечащих врачей на предмет их совместимости с электромобилями.

И напоследок

В Сети можно найти множество роликов, где в электромобилях приборы показывают резкие скачки уровня электромобильного излучения. Важно отметить, что приборы в этих роликах откалиброваны таким образом, чтобы фиксировать не само электромагнитное излучение, а только изменение его уровня. То есть они как бы экранированы от естественного фона. Если бы они показывали абсолютные значения электромагнитного поля, то изменения казались бы несущественными. Иначе в электромобилях просто не работал бы компас.