В России растет число быстрых зарядок для электромобилей. Мы к этому не готовы
Пожилая пара на Lixiang L7 припарковалась у терминала быстрой зарядки в Москве и с недоумением рассматривает кабель и порты, пытаясь понять куда и как подключиться. Дело происходит вечером, в спальном районе Москвы. Этот новый терминал — единственный мощный в округе, он выдает 150 киловатт и способен зарядить современный электромобиль с 10% до 80% минут за 20-30. Но вместо этого он будет заряжать Lixiang — подзаряжаемый гибрид, который, во-первых, и на слабой зарядке за 6,5 часов подзарядится до отказа, а во-вторых вообще не нуждается в заряде так остро, как электромобиль, так как всегда может ехать на бензине.
Но герои на L7, которых довелось наблюдать, явно планировали оставить свою машину на зарядку на ночь. И формально у них есть такое право.
Нужно больше медленных зарядок
По нашим наблюдениям, почти все покупатели, которые обращаются в Rucars за электромобилями, заранее знают, где они будут их заряжать. И в нас это вселяет большой оптимизм. Пусть сторонники двигателей внутреннего сгорания рассказывают друг другу байки о том, что зарядок в России нет или почти нет, и каждый электромобилист рано или поздно остановится на обочине, достанет из багажника бензогенератор и будет ждать, пока аккумуляторы наполнятся энергией. Если что, ждать при зарядке таким способом придется пару суток, но те, кто ездит на бензиновых машинах и не склонен к любопытству об этом не знают.
На самом деле самый удобный способ зарядки электромобиля — это так называемая медленная зарядка, подключаемая к обычной бытовой электросети с переменным током. Она легко монтируется, не требует больших вмешательств в электросистему и заряжает вашу машину за несколько часов, которые можно потратить на сон, если вы заряжаетесь дома или на работу, если устройство размещено рядом с вашим офисом.
Для обычного перемещения по городу или поездок в пригород на дачу этого более чем достаточно. Более того, такие зарядки были бы приемлемы и для размещения у придорожных мотелей — за ночь, пока путешественники спят, машины все равно успеют зарядиться.
Мощные и быстрые зарядки с постоянным током нужны только на трассах и только для промежуточной подзарядки во время коротких остановок. За то время, которое уходит на покупку кофе и булочек, посещение уборной и легкой разминки они способны добавить батарее заряда на 300-400 километров пути до следующей такой остановки.
Однако в России, несмотря на действительно стремительное развитие зарядной инфраструктуры, ситуация пока складывается не совсем идеальная. Сейчас в России уже примерно 7,5 тысяч публичных зарядных станций для электромобилей, при том, что количество самих электромобилей и гибридов превышает 90 тысяч штук на всю страну.
Но где расположены эти зарядные станции? Вдоль трасс их все так же мало. Даже там, где они есть, их недостаточно. Несколько терминалов, расположенных на пути из Москвы в Санкт-Петербург не решат проблему, если в день по этому маршруту будет ехать хотя бы по 100 электромобилей, и владелец каждого захочет запитаться хотя бы на 30 минут. Причем все подъедут примерно в одно и то же время, в полдень, проехав середину начатого утром пути.
Зато расположение таких зарядок в спальных районах вызывает соблазн оставлять у них на всю ночь машины, которые вообще в таких мощных терминалах не нуждаются. Например, подзаряжаемых гибридов. Или Nissan Leaf, скромную батарею которого за ночь можно зарядить и от обычной розетки и даже через бытовой удлинитель.
Этика электромобилиста
Можно ждать милости от чиновников и надеяться, что скоро наступит светлое будущее, в котором зарядок хватит для каждого. Оно непременно настанет, но когда-нибудь потом. Даже принятая в России программа, предполагающая, что к 2030 году число публичных зарядок в России превысит 100 тысяч штук, из которых не менее 30 тысяч будет в Москве, не обещает решения всех проблем.
А значит нам предстоит еще некоторое время жить в условиях дефицита зарядной инфраструктуры. И можно вести себя как те невоспитанные люди на бензиновых машинах, которые занимают зарядные места просто для парковки. А можно проявить сознательность, так как в конце концов владельцы электромобилей — это самая образованная, продвинутая, интеллигентная часть автомобильного сообщества.
Мы провели опрос в нашем телеграм-канале и абсолютное большинство участников сошлось во мнении, что с одной стороны не надо ограничивать доступ к зарядной инфраструктуре гибридным автомобилям, а с другой — владельцы таких машин должны проявлять сознательность и убирать автомобили с зарядки сразу по наполнению батареи энергией.
Правила ведь очень просты.
Если у вас не самый современный и мощный электрокар, а, например, Nissan Leaf или Chevrolet Bolt, то старайтесь выбирать зарядные устройства соответствующей мощности и не занимать терминалы, выдающие более 100 киловатт — ваша машина просто не сможет взять столько.
Если у вас подзаряжаемый гибрид, то зачем удлинять очередь на зарядку и тем более оставлять машину подключенной на долго? Есть те, кому электричество гораздо нужнее, чем вам.
Если вам нужна именно быстрая зарядка, то и пользоваться ей нужно быстро. Повторимся, у современных машин на это уходит 20-30 минут. Тем более, что часто заряжать батарею более чем на 80% попросту вредно — это ускоряет деградацию аккумуляторов.
Всегда оставляйте записку под лобовым стеклом. Там важно указать время вашего планируемого возвращения и номер мобильного телефона. Это поможет другим планировать их зарядку и связаться с вами, если ваша машина уже зарядилась и теперь просто занимает место.
И главное правило — думать о других электромобилистах. Тогда и они будут думать о вас.