Почему электромобили в России стоят так дорого
Большинство электромобилей в Россию в настоящий момент попадают из Китая, и вы могли не раз слышать или читать о том, что там они стоят заметно дешевле. Так, за сумму, эквивалентную 2-3 млн руб. в Китае есть широкий выбор электрических седанов и кроссоверов, зачастую уже с полным приводом и с достаточно приличными батареями. В то же время в России сейчас сложно найти новый электромобиль с приличными характеристиками дешевле 4-5 млн руб.
В недавнем видеовыступлении, которое мы опубликовали на нашем канале в Youtube, основатель Rucars Роман Рассудков оценил рублевую прибавку к цене электромобиля в Китае в 30-50% и подробно объяснил, из чего складывается рублевая цена электромобиля из Китая и как распределяются эти деньги. Предлагаем подробный пересказ того, о чем говорил Рассудков.
Из чего складывается цена
Первая часть цены электромобиля, который попадает в Россию из Китая — это собственно его стоимость на родине. Как вы наверняка слышали, она может быть весьма привлекательной. Так, например, Zeekr 001, который лидирует на рынке новых электрокаров в России, в КНР стоит от 269 тыс. юаней. По биржевому курсу это примерно 3,4 млн руб.
С 1 апреля в России запрещен ввод в эксплуатацию электромобилей и подключаемых гибридов, растаможенных в странах Таможенного союза. Так что проходить таможенное оформление нужно только в России.
Для этого необходимо заплатить во-первых, таможенное оформление. Оно считается от цены машины, но в целом это не очень большая сумма. Для Zeekr 001 сейчас это 12 тысяч рублей.
Далее идет таможенная пошлина. Она составляет 15% от цены машины. Прежде, при прохождении таможни в Киргизии или Белоруссии, можно было сэкономить за счет различных льгот и даже занижения таможенной стоимости. С 1 апреля 2024 года это стало невозможно.
Далее нужно заплатить акциз. Он считается с каждой лошадиной силы, но есть нюанс. Речь идет не о полной мощности, а о продолжительной мощности, которую электромоторы выдают на протяжении 30 минут. Она ниже пиковых показателей.
Ставка акциза при этом зависит от мощности. Так, для маломощных машин, у которых до 90 л.с., за каждую «лошадь» акциз составляет 0 рублей, если мощность от 200 до 300 л.с. - то 912 руб. за каждую л.с., если более 500 л.с. - то 1662 руб. за каждую.
Все эти платежи нужно прибавить к стоимости машины в Китае и к этой суммарной цифре добавить еще 20% российского НДС.
На этом расходы не заканчиваются. Во-первых, вам нужно привезти машину в Россию, то есть оплатить ее доставку. Надежнее делать это в крытом контейнере, и это не самый дешевый способ перевозки.
Далее нужно заплатить за экспертизу и получить Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС. Уплатить утильсбор, но если заказчик — физическое лицо, то он не велик и составляет 3 400 руб. И, наконец, заплатить за оформление Электронного паспорта транспортного средства.
Если вы заказываете машину у нас, то к итоговой сумме прибавляется и плата за наши услуги. Но это далеко не самая большая составляющая цены на фоне перечисленных выше расходов.
Можно ли сэкономить и привезти автомобиль из Китая самостоятельно?
Да, но это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Самое простое в цепочке событий, которую вам предстоит пройти — это собственно прилет в Китай и покупка машины в салоне. Электромобиль вам продадут по приятной цене в юанях, но вы не получите документов, разрешающих его вывоз из КНР.
По китайским законам, право вывоз машин есть только у специальных экспортных компаний. И вам придется обратится в одну из них для получения нужных документов. Услуги таких компаний стоят денег. Крупные покупатели, заказывающие не одну, а сразу много машин, получают скидки, а при оформлении дорогих электромобилей могут сэкономить за счет возврата НДС.
При оформлении одного электромобиля, тем более дешевле 300 тыс. юаней, возврат НДС вряд ли превысит стоимость услуг экспортной китайской компании.
Получив документы на вывоз машины, вы не сможете получить номера и сесть за руль. До самой российской таможни по закону вам придется оплачивать транспортировку вашего электромобиля.
При этом все это время вы должны будете находиться на месте, контролировать ситуацию, оплачивать себе жилье, проезд и питание. Это тоже стоит денег. Считайте сами, получится ли вам в итоге сэкономить на отказе от услуг компаний, которые профессионально ввозят электромобили из Китая на заказ.
Почему тогда некоторые продавцы предлагают машины заметно дешевле средней рыночной стоимости?
Подсчитать стоимость таможенного оформления электромобиля из Китая можно, например, здесь. Стоимость доставки у разных транспортных компаний может отличаться, но речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч рублей. Если эта стоимость в сумме с ценой машины в Китае оказывается выше той цены, за которую автомобиль предлагается в России, то тут возможны два варианта.
Либо у добросовестного продавца есть причины продать вам машину себе в убыток.
Либо автомобиль достался ему самому не по полной стоимости. Например, он может числиться в лизинге в Китае и даже в угоне. Юридические последствия такой покупки могут проявиться не сразу и порой неожиданным образом вплоть до блокировки автомобиля при обновлении.