Готовим электромобиль к зиме. Что нужно знать
Зима близко. Российские автомобильные и околоавтомобильные издания наполнились статьями о том, как подготовить автомобиль к зиме. К сожалению, все они не только изобилуют бессмысленными советами, но и касаются исключительно бензиновых и дизельных машин.
Мы же занимаемся электромобилями. И их зимняя эксплуатация имеет свои особенности. Так что не будем тратить ваше время на перечисление очевидных вещей вроде заблаговременной покупки щетки от снега и залива незамерзающей жидкости в бачок омывателя. Поговорим о том, о чем владельцы бензиновых машин не догадываются.
Шины
Их нужно менять на зимние, в соответствии и с законом и, что еще важнее, повинуясь здравому смыслу. Но есть нюансы.
В 1994 году в итальянской Монце на этапе «Формулы-1» погиб трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. После этой трагедии организаторы чемпионата пересмотрели технические правила и приняли ряд мер. Одной из мер стали новые требования к шинам. Их сделали более… скользкими.
Это первое правило, о котором все забывают. Чем лучше шины держат дорогу, тем на большей скорости происходит потеря управления, тем ужаснее последствия аварии. Хотите ездить зимой безопасно? Делайте это медленно и аккуратно. Помните, что чем лучше у вас шины — тем на большей скорости вы можете улететь в кювет.
А теперь к электромобилям. Ключевая характеристика шины для электромобиля — это ее сопротивление качению. Чем выше это сопротивление, тем больше энергии нужно для преодоления расстояния, тем быстрее сядет тяговая батарея и тем меньше будет запас хода.
У шин с европейской маркировкой (в России такая маркировка есть не у всех шин на рынке) можно найти индекс энергоэффективности — то есть того самого сопротивления качению. Он обозначается буквами от A до G. Соответственно на шинах с буквой A электромобиль проедет наибольшее расстояние на одном заряде, с буквой G — наименьшее. С буквой E будут промаркированы шины со средними характеристиками.
Важно понимать, что улучшение одной из характеристик продукта как правило происходит за счет ухудшения других. Так, шины с наименьшим сопротивлением качению вероятнее всего не будут лидерами по сцеплению. Но тут отправляемся в начало — чем лучше сцепление, тем на большей скорости машина его теряет, тем тяжелее последствия аварии.
Напоследок, хотелось бы напомнить о существовании устойчивого мифа о том, что фрикционные зимние шины (липучки) на сухом асфальте ведут себя лучше, чем шипованные. Так вот, и теория, и многочисленные испытания доказывают, что все ровно наоборот. На сухом асфальте лучше работают именно шипованные покрышки. Исключением являются условия с температурой воздуха ниже -20 градусов по Цельсию. Тогда шипованные шины дубеют, и у фрикционной зимней резины проявляется преимущество.
Тормоза
Особенность электромобилей и гибридов в том, что они умеют рекуперировать энергию торможения, превращая ее обратно в электричество и заряжая батарею. Это удобно, и за лето многие привыкают пользоваться именно рекуперацией.
Однако при низких температурах воздуха способность остывшей батареи принимать заряд, в том числе от рекуперации, заметно снижается. Иными словами, зимой у непрогретого электромобиля рекуперация почти не работает.
Единственный способ замедлить и остановить такой электромобиль — это старые добрые механические тормоза, такие же, как у бензиновых машин. Вот только если летом они почти не использовались, то с наступлением холодов можно внезапно обнаружить их неисправность. Лучше заранее убедиться, что тормоза исправны, направляющие их супортов не закисли и с ними не произошло ничего иного.
К слову делать это достаточно один раз в год, и не обязательно осенью. Многие, напротив, предпочитают проверять тормоза весной, когда с дорог уже сходит вся зимняя грязь. Если весной убедиться в исправности тормозных механизмов, то и осенью они останутся исправными.
Батарея на 12 вольт
В 21 веке, когда космические корабли Space X бороздят космическое пространство, а автомобили почти научились обходиться без водителей, в электромобилях все еще устанавливаются стандартные 12-вольтовые аккумуляторные батареи — такие же или почти такие же как у бензиновых машин. Они служат не для движения автомобиля, а для питания дополнительных систем. В том числе именно 12-вольтовые батареи непосредственно «запускают» электромобиль.
Более того, по каким-то непонятным причинам, конструкторы многих электромобилей до сих пор не могут выработать устойчивый алгоритм поддержания заряда этих 12-вольтовых батарей, хотя у бензиновых машин проблем с этим нет. Сложности с маленькой батарейкой возникали и у электромобилей Tesla, и у китайских производителей.
Беда еще и в том, что если у бензиновой машины подсядет аккумулятор, то она станет плохо заводиться — не более того. В электромобиле при снижении напряжения 12-вольтовой батареи ниже номинала начинают отказывать многие второстепенные функции, а на экране приборов появляться ошибки. Если клиент приезжает к нам в сервис с такими ошибками, чуть ли не первое, что мы проверяем — это 12-вольтовую батарею.
Зимой 12-вольтовая батарея работает в наиболее сложных для себя условиях, а значит все обозначенные выше проблемы проявляются с наибольшей силой. Так что есть смысл до наступления холодов убедиться, что 12-вольтовая батарея в вашем электромобиле полностью исправна.
И последнее — поищите протечки
Если уж вы проверяете тормоза, то значит поднимаете электромобиль на подъемник. И это повод лишний раз внимательно посмотреть, нет ли протечек в системе терморегуляции.
У электромобилей эти системы сложнее, чем у бензиновых машин. Охлаждения и подогрева требуют и моторы, и редукторы, и тяговая батарея. А чем сложнее система — тем больше в ней мест, которые потенциально могут сломаться.
Напрямую с подготовкой к зиме это не связано. Но раз уж смотреть на машину снизу — то и поискать протечки охлаждающей жидкости будет не лишним.