Кто такой Мате Римац, и почему сейчас это главный творец в мире электромобилей
В 2008 году, в возрасте 37 лет Илон Маск возглавил компанию Tesla, сменив на посту гендиректора ее основателя Мартина Эберхарда. Вопреки распространенному мнению и заявлениям самого Маска, он не был основателем Tesla, но выступил основным инвестором на ранней стадии стартапа и, фактически, вынудил основателей покинуть компанию.
До 37 лет Маск не руководил автомобильным бизнесом и в автомобильном мире был известен преимущественно тем, что разбил собственный уникальный спорткар McLaren F1. Что если мы скажем вам, что прямо сейчас в мире живет человек, который к своим 36 годам сделал для развития электротранспорта гораздо больше и добился куда больших успехов, чем Маск в его годы. И живет он даже не в Китае и не в Америке, а в Хорватии.
Знакомьтесь, Мате Римац. Человек, которого историки, мы в этом уверены, будут ставить в один ряд с Генри Фордом, Томасом Эдисоном, Карлом Бенцем, Луи Рено или Соичиро Хондой. Как и все перечисленные выше выдающиеся люди, Римац совмещает в себе таланты инженера, изобретателя и предпринимателя. Как и они, он сделал карьеру и состояние благодаря своим изобретением в области автомобильного транспорта и электроники.
Честно сказать, мы думали, что эпоха столь великих личностей в мире автомобильной промышленности давно в прошлом. Сейчас машины делают не изобретатели энтузиасты, а крупный капитал. Тот же Маск, напомним, пришел в компанию Tesla уже в качестве инвестора, вложив в проект деньги, заработанные им в сфере IT.
Римац практически с нуля построил свой собственный автомобильный концерн, которому сейчас принадлежит марка Bugatti. И вот как ему это удалось.
Школьник, который заново изобрел автомобильное зеркало
Мате Римац родился в 1988 году не территории Боснии, входившей в состав тогдашней Югославии, в семье Ивана и Женки Римацев. В те годы Босния, со времен распада Османской империи населенная преимущественно южными славянами, принявшими от турок ислам и окруженная христианскими народами, стала одним из очагов гражданской войны, приведшей в распаду Югославии.
От этой войны в 1991 году родители Мате Римаца бежали в Германию, где будущий изобретатель провел свое детство. В 2001 году они вернулись на территорию бывшей Югославии, но не в Боснию, а в Хорватию, где когда-то родился Никола Тесла.
Уже во взрослом возрасте Римац вспоминал, как в школе подвергался буллингу за свой боснийский акцент. Сейчас, к слову, в своих выступлениях он говорит на чистейшем английском.
Возможно именно из-за сложностей в общении с одноклассниками Римац проводил школьные годы, стараясь разобраться в технике и самостоятельно построить что-то свое. Это увлечение мальчика заметил его школьный учитель Иван Влайнич, который убедил юного изобретателя принять участие сначала в национальном конкурсе для школьников, а затем и в международных. С удивлением для себя самого, Римац выигрывал один конкурс за другим.
К 18 годам он запатентовал два изобретения, создав рабочие прототипы обоих. Первым была перчатка с датчиками, которая подключалась к компьютеру и могла заменить одновременно клавиатуру и мышь. А второй стала система автоматического изменения угла наклона боковых зеркал в автомобиле, чтобы избавить водителя от «слепых зон» при перестроении.
Призовые с конкурсов и сделанные изобретения принесли Мате Римацу первые деньги. На что может потратить их 18-летний молодой человек, который только-только получил водительские права? Правильно, на покупку машины для участия в гонках.
Римац купил двухдверное купе BMW 3-Series в кузове E30, которая, по его собственным воспоминаниям, была на несколько лет старше его самого. И очень быстро привел штатный бензиновый мотор в абсолютную негодность.
Доказательств этому нет, но мы легко можем представить себе, как человек с талантами Мате Римаца при одном взгляде на развалины бензинового мотора под капотом задавал себе только один вопрос: как эта несуразная механическая конструкция вообще могла работать.
Римац засел в гараже, и через некоторое время машина покинула его своим ходом. На сей раз абсолютно бесшумно, на электроприводе.
На самом деле у Римаца было целых семь переделок его BMW. Он собственноручно собрал тяговую батарею, спаял контролирующую электронику, создал электропривод. В финальном варианте, после всех переделок, Римац понял, что неожиданно для себя самого сотворил историю.
Его самодельная BMW смогла побить сразу несколько официальных рекордов скорости для электромобилей, которые зарегистрировала Международная автомобильная федерация FIA. У нее было 600 л.с., она набирала 100 км/ч за 3,3 секунды и разгонялась до 280 км/ч.
Примерно в те же годы Tesla представила свою первую модель — электрокар Roadster первого поколения. У него было всего 292 лошадиные силы и он не мог ездить быстрее 201 км/ч.
В 2009 году Мате Римац, студент университета в Загребе, основал компанию, которая впоследствии станет Rimac Automobili. Первоначально он собирался оказывать услуги по переделке бензиновых машин на электропривод. Но очень быстро загорелся идеей постройки собственного гиперкара. Разумеется, электрического.
Двое друзей, которые унизили Honda NSX и Lamborghini
Основав свою собственную компанию, Римац долгое время оставался ее единственным сотрудником. Но в 2010 году он познакомился с хорватским автомобильным дизайнером Адриано Мудри, который на тот момент проживал в Австрии и работал в концерне General Motors.
Мудри стал партнером Римаца, причем фактически на общественных началах. Днем он работал в GM, а в свободное время начал рисовать электрический гиперкар. В свою очередь, Римац занимался его инженерной разработкой, отрабатывая узлы и агрегаты на все той же зеленой BMW.
Да, мы тоже слышали, что для разработки автомобиля с нуля нужна команда инженеров, много лет работы и еще больше денег. Римац и Мудри справились фактически вдвоем. И за два года построили машину, которую показали на Международном автосалоне во Франкфурте.
Это был тот самый автомобиль, который через несколько лет примет участие в съемках программы The Grand Tour и выступит против Honda NSX и Lamborghini Aventador S. И просто унизит эти знаменитые машины во время гонки по прямой. Только вдумайтесь, машина, которую Мате Римац разработал практически в одиночку за два года после занятий в университете, оказалась быстрее гиперкара, который все инженеры Honda разрабатывали лет пять. И быстрее Lamborghini, за которой стоит весь технический потенциал концерна Volkswagen.
На самом деле в самом начале пути перед Мате Римацем стоял один очень важный выбор. Он нашел инвесторов из Ближнего Востока, которые предлагали профинансировать именно производство гиперкаров. Но при условии, что вся компания переедет из Хорватии на Ближний Восток.
Римац выбрал другой путь. Фактически, его первый автомобиль, тот самый из Grand Tour, названный просто Concept One послужил демонстрацией технологий и возможностей новой компании. Сделали таких машин меньше десяти штук, и вряд ли на их продаже удалось заработать.
Однако Rimac получил имя. И стал оказывать услуги по инженерии другим автоконцернам. Хорваты делают автомобили быстрее, чем Aston Martin и Porsche? Значит Aston Martin и Porsche идут за технологиями к Rimac. А еще Volkswagen, SEAT, Kia, Hyundai и многие другие.
Именно контракты с этими компаниями и позволили Rimac Automobili разработать и построить свой следующий гиперкар — модель Nevera. Сейчас это самый быстрый электромобиль в мире, который выпускается сотнями штук при цене от 2 млн евро за каждый. В самой компании Rimac уже больше тысячи сотрудников. Но это было только начало истории.
Римац купил Bugatti. Не одну машину, а всю компанию
В 2021 году весь автомобильный мир потрясла новость. Компания Rimac Automobili стала фактическим владельцем марки Bugatti, а Мате Римац лично — гендиректором Bugatti. Для понимания, Bugatti — это производитель самых дорогих и престижных автомобилей в мире. И она до тех пор принадлежала концерну Volkswagen.
На самом деле сделка выглядела сложнее, и сам Римац за Bugatti фактически ничего не заплатил. Он предложил Volkswagen сделку, на которую тот был вынужден согласиться. Выглядела схема так. Rimac и Bugatti объединяются в одну компанию, при этом последняя принадлежит первой. С другой стороны Volkswagen в лице своего бренда Porsche получает миноритарную долю в объединенной компании Rimac Bugatti.
На первый взгляд сделка не выглядела выгодной для Volkswagen — компания отдала великий бренд, над которым у нее был контроль, а взамен получила небольшую долю в образованном СП и контроль потеряла, уступив его Мате Римацу.
Теперь мы знаем, как все было на самом деле. Еще за год до сделки Мате Римац понял: в современных условиях, с жесткими ограничениями по экологии, бензиновые гиперкары Bugatti просто обречены на вымирание. И у всего концерна Volkswagen при этом нет компетенцией для того, чтобы сделать новый Bugatti соответствующим ужесточенным экологическим нормам. А у Rimac они есть.
При этом делать Bugatti полностью электрическим тоже нельзя. Для этих машин бензин — их кровь. Да и вообще, зачем делать электрический Bugatti, если уже есть такой же быстрый Rimac Nevera?
И Мате Римац придумал план. Он начал разрабатывать новый гибридный Bugatti еще до того, как получил контроль над компанией. Для этого он позвонил в Великобританию, в компанию Cosworth. Позже он вспоминал, что раздобыть нужный номер телефона стоило ему больших трудов.
Cosworth — это компания, которая с сотрудничестве с Ford сделала самый успешный двигатель в истории Формулы 1. После Ford она создавала моторы и для других гоночных серий. Помните российский суперкар Marussia? На нем стоял мотор Cosworth.
И Римац убедил Cosworth совместно разработать 8,3-литровый бензиновый атмосферный мотор V16. Ничего подобного в мире не делал никто со времен Второй мировой войны! А они сделали, причем это самый оборотистый мотор V16 в истории, выдающий 1014 л.с. под 9000 оборотов в минуту!
Дальше уже специалисты Rimac добавили тяговую батарею и три электродвигателя, доведя суммарную отдачу до 1825 л.с. И все это в полном соответствии с экологическими нормами.
Вот с таким проектом Мате Римац пришел к боссам Volkswagen. И заявил примерно следующее. Вы не знаете, как делать новый Bugatti. Я уже его сконструировал. Отдайте эту марку мне. Они согласились.
Римац завтра представит первый автомобиль с автопилотом
Казалось бы всех этих технических достижений для 36-летнего Мате Римаца уже более чем достаточно. Но спустя всего несколько дней после премьеры нового Buggati Tourbillion он покажет автомобиль по имени Verne. Он назван в честь знаменитого фантаста Жюля Верна и, как обещает Римац, станет настоящим такси-роботом.
Мы пока не знаем подробностей. Но знаем, что Илон Маск обещает сделать автомобиль Tesla с полноценным автопилотом с 2017 года. И пока не сумел решить эту задачу. Римац, в отличие от Маска, до сих пор свои обещания исполнял. Ждать осталось не долго, всего один день.
Римац написал только первую главу
В своем недавнем видео, подводя итоги 15 лет деятельности компании Rimac, Мате Римац заявил, что по его собственным ощущением с премьерой Bugatti Tourbillion и роботакси Verne завершается только первая глава.
Римацу всего 36 лет. В его возрасте Илон Маск еще даже не начал руководить Tesla. И Римац прямо заявил: главные свершения в мировой автоиндустрии у него еще только впереди. У нас не хватает фантазии представить чего ждать от марки Rimac в будущем. Но есть твердое ощущение, что Хорватия уже вошла в историю электромобилестроения не только благодаря Николе Тесле.