США ввели 100% пошлину на китайские электромобили. Куда вообще их поставляют
Президент США Джо Байден повысил пошлину на ввоз электромобилей из Китая с 25% до 100%. Похожие меры обсуждаются в Европе, где обеспокоены ростом продаж электрических машин из КНР. При этом многие популярные в России марки на европейский или американский рынки до сих пор даже не выходили. Где кроме России популярны китайские электромобили и почему в западных странах их так боятся.
Более половины китайских электромобилей попадает в Европу
Неправительственная американская организация Atlantic Council проанализировала данные об экспорте электромобилей из Китая за 2023 год в денежном выражении и пришла к выводу, что более 40% от всего объема вывозимых из КНР электрических машин направляется в страны Европейского союза и еще 15% в не входящие в этот союз Европейские страны.
Для сравнения, на Россию и страны СНГ за 2023 год пришлось 6,45% от всего экспорта китайских электромобилей в денежном выражении.
В Европе доля китайских марок на рынке электромобилей в последнем квартале 2023 года достигла 9,3%. Лидирует при этом BYD, а главным рынком сбыта остается Норвегия, где нет своих автомобильных брендов, так что властям этой страны защищать местных производителей и не надо.
А вот в США китайские электромобили почти не поставляются. Даже в Мексике и Канаде их продается больше, хотя и там доля машин из КНР мизерная. Иное дело в Южной Америке и в первую очередь в Бразилии, где доступные электрокары BYD пользуются все большим преимуществом.
Так почему же именно США первой ввела заградительные пошлины на ввоз китайских электромобилей, превзойдя в этом даже Россию? Причин для этого довольно много. Одна из них — политическая.
Торговую войну с Китаем начал еще предыдущий президент Дональд Трамп, и эта политика стала пользоваться популярностью у избирателей. Потому, принятые Трампом меры против китайских товаров Джо Байден не только не отменил, но и продолжил усиливать. Повышение пошлин на китайские электромобили — часть избирательной компании перед выборами президента, которые в США пройдут осенью этого года. К слову Трамп, который также хочет вернуться в Белый дом, уже назвал 100% пошлины недостаточно высокими и пообещал в случае своего избрания их повысить.
Другая причина связана с недавней премьерой гибридного пикапа BYD Shark. Эту модель презентовали не в Китае, а в… Мексике. И она подозрительно сочетает в себе качества пикапов, которые популярны именно в США. В BYD уже заявили, что пока не намерены выходить на американский рынок в виду его сложности и высокого уровня конкуренции, но сколько продлится это «пока» не рассказали.
Наконец, за исключением компании Tesla, остальные американские автоконцерны пока не демонстрируют больших успехов на рынке электромобилей, так что в случае прихода китайских марок у них и правда было бы значительное ценовое и техническое преимущество.
Еще хуже в плане конкуренции с Китаем выглядит индустрия автокомпонентов США. Потому Байден поднял пошлины не только на собственно электромобили, но и на батареи и аккумуляторы. Мол, пусть GM и Ford используют отечественную продукцию. Так, правда, сделать американскую электрическую машину дешевле китайской точно не получится.
Какова официальная версия пошлин на китайские электромобили
Что объединяет все страны, вводящие заградительные пошлины против электрического транспорта из Китая, так это объяснение для принимаемых мер. Китай единогласно обвиняют в чрезмерной государственной поддержке собственных производителей электромобилей.
Это действительно так. Многие китайские концерны прямо принадлежат китайскому государству или какой-либо провинции, то есть находятся в госсобственности. Другие получают доступ к дешевому финансированию под государственные гарантии. В отдельных провинциях власти прямо субсидируют покупку электрокаров местного производства.
С другой стороны сам Китай десятилетиями облагает огромными пошлинами все импортные автомобили, в результате чего какой-нибудь импортный Mercedes стоит в КНР в несколько раз дороже близкого по классу Hongqi.
Одновременно с этим десятилетиями существовало правило, обязывающее иностранные автоконцерны, желающие создать местное производство в Китае, делать это в рамках СП с местным производителем, в котором китайской стороне должно принадлежать более 50%. Сейчас это правило ослаблено, но пока исключение сделано только для Tesla, чей завод в Шанхае полностью принадлежит американской корпорации.
Подобную точку зрения поддерживают и российские власти, которые именно в этом видят объяснение топу простому факту, что отечественная Lada Vesta стоит 1,5 миллиона рублей, а ее китайский аналог у себя на родине вдвое дешевле. И именно поэтому на ввоз машин, в том числе электрических, в России суммарные пошлины чуть ли не выше, чем теперь в США. За ввоз китайского электромобиля сейчас нужно отдавать в российский бюджет 2-3 миллиона рублей, что сделано, по многочисленным заявлениям чиновников, исключительно для защиты производителей отечественных электрокаров.
Китай сам пока не стремится к завоеванию мировых рынков
Несмотря на опасения китайской экспансии, сами производители из КНР пока ориентированы преимущественно на местный рынок. Популярные в России Lixiang официально продаются только в КНР, Zeekr только-только начинает выходить на зарубежные рынки и только BYD активно продается в Европе и Южной Америке.
Причина для этого весьма проста. Китай — крупнейший автомобильный рынок в мире. Именно в КНР продается больше всего машин. Иными словами, если вы хотите продавать много автомобилей, то продавайте их в Китае. Японская или корейская автопромышленность немыслима без экспорта, так как Япония относительно маленькая страна с населением меньше, чем в России. Британия, которая когда-то была вторым автопроизводителем в мире после США, почти перестала выпускать машины вскоре после утраты своих колоний и их рынков сбыта. Во всем мире с рынком Китая может поспорить только рынок США, и именно там существуют такие марки как, например, Chrysler, которые полностью ориентированы на местных покупателей.
Иными словами, для Lixiang или Zeekr гораздо важнее занять доминирующее положение в самом Китае, нежели добиться любви американских клиентов. Тем более, что в самом Китае еще недавно на дорогах превалировали иномарки, пусть и местной сборки. Тот же Ford или Volkswagen важно победить в Китае прежде, чем делать это в Америке и Европе.
С другой стороны, китайским компаниям интересно идти в страны, где никто из традиционных автоконцернов не был силен. В Африку, Южную Америку, Азию. И там они все чаще оказываются основными игроками.
При чем здесь «Волга»
Повышение пошлин на ввоз электромобилей в США может неожиданным образом оказаться хорошей новостью для российских покупателей. Россия уже сейчас занимает первое в мире место по продажам китайских автомобилей после самой КНР — не электрических, а всех. Именно благодаря России в 2023 году Китай впервые в истории обогнал Японию и стал не только крупнейшим производителем машин, но и их крупнейшим экспортером.
При этом, по информации Rucars, в конце апреля в США поставили Китаю ультиматум с требованием прекратить всяческое сотрудничество с Россией в области автопрома, пригрозив в случае невыполнения поднять пошлины.
В ответ в мае состоялся визит в Китай президента России Владимира Путина, который, очевидно, призывал к расширению технологического сотрудничества в том числе в области автомобильной промышленности.
Как раз перед визитом Путина в Китай российские депутаты передали в правительство свои предложения по резкому увеличению утилизационного сбора на импортные, в первую очередь китайские автомобили.
Что если это была ответная российская угроза? Мол, если послушаетесь США, то утильсбор, а по сути те же пошлины, поднимем мы? Напомним что продажи китайских машин в США и так стремятся к нулю, а Россия является для КНР главным экспортным рынком.
До чего договорились Путин и китайские руководители мы точно знать не можем. Зато мы знаем, что американцы свои пошлины подняли. А утильсбор в России пока не вырос. Зато вчера были презентованы новые автомобили российского бренда «Волга», которые оказались копиями машин китайского государственного концерна Changan.
Быть может российское предупреждение китайцам сработало лучше американского? Что же, если так, что тогда повышения утильсбора, в том числе на электромобили и гибриды, в ближайшее время произойти не должно.