С 1 апреля водителей ждут существенные изменения. Список
С 1 апреля 2024 года в России вступили в силу сразу несколько нормативных документов, регулирующих жизнь водителей и автомобилистов. Вот что важно знать каждому
Ввоз электромобилей стал дороже
С 1 апреля в России изменился порядок таможенного оформления ввозимых на физические лица автомобилей. Фактически, правительство запретило обходные схемы со льготной растаможкой в странах ЕАЭС.
До сих пор машину можно было ввезти в Киргизию или Белоруссию, там заплатить необходимые таможенные пошлины и налоги, а при получении документов в России доплатить лишь утилизационный сбор — на физическое или на юридическое лицо в зависимости от схемы оформления.
При этом, например, в Киргизии таможенная стоимость машин часто оказывается ниже фактической, так что даже при такой же ставке пошлины ее размер оказывается существенно ниже, чем в России. В свою очередь в Белоруссии для электромобилей отменен налог на добавочную стоимость (НДС). Его ставка в России составляет 20%.
За счет этого себестоимость автомобилей при ввозе через страны ЕАЭС обходилась дешевле. По нашим оценкам разница в цене могла достигать 30%.
С 1 апреля для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания эту разницу в цене в России придется доплатить за счет прибавки к утилизационному сбору. Следить за этим станет Федеральная таможенная служба.
Как именно она будет это делать пока не совсем понятно, учитывая, что страны ЕАЭС пока могут быть не готовы к передаче сведений о том, сколько было уплачено при растаможке у них. Но для покупателей электромобилей и приравненных к ним последовательных гибридов это не важно.
Дело в том, что с 1 апреля получение паспорта транспортного средства для электромобилей и последовательных гибридов, не прошедших таможенное оформление непосредственно в России, стало невозможно. Проще говоря, все электрические машины, ввезенные после 31 марта, должны проходить таможенное оформление только в России.
Это означает уплату таможенной пошлины в полном объеме, акциза, НДС и утилизационного сбора. Хорошей новостью можно считать то, что утильсбор точно будет считаться на физическое лицо, претензий к тем, кто таможил через посредников в той же Киргизии быть не должно.
Единственный шанс сэкономить — искать в наличии машины, ввезенные в Россию до 1 апреля. Они уже тоже подорожали, но пока не так существенно.
Водителей обязали менять иностранные права
С 1 апреля вступил в силу закон, который обязывает водителей с российским гражданством или с видом на жительство в России получить российские водительские удостоверения. Продолжать ездить с правами, полученными в других государствах, больше нельзя. Исключение сделали только для водительских удостоверений Белоруссии.
На то, чтобы получить российские права, водителям дается год. При этом все равно нужно будет пройти медкомиссию и сдать экзамен в ГИБДД,
Для водителей категорий A и B, а также подкатегорий M, A1 и B1 — то есть для вождения легковых автомобилей и мотоциклов — достаточно будет сдать только теоретическую часть экзаменов. Подготовиться к ней можно будет самостоятельно, ходить в автошколы не нужно. Считается, что это сделано не только для того, чтобы проверить у водителей знания российских ПДД, но и для того, чтобы убедиться в том, что новые жители России знают российский язык на достаточном уровне для того, чтобы понимать дорожные сообщения.
Водителям грузовиков при этом придется пройти обучение в автошколах и сдать на только теоретический, но и практический экзамен в России. Еще труднее будет водителям автобусов. Даже если у них есть водительские удостоверения, выданные в других странах, в России получить права они сразу не смогут — для этого обязательно иметь стаж не менее года в России по другой категории прав, например по грузовой.
Правила сдачи экзаменов в ГИБДД изменятся
При этом для тех, кто только собирается получить водительское удостоверение в России, процедура немного изменится.
Во-первых, в законе теперь четко прописан запрет на сдачу экзамена в ГИБДД для лиц, которые были пойманы за рулем в состоянии опьянения. Причем не обязательно это означает езду без прав.
Так, по российским законам, велосипед является транспортным средством. Для езды на велосипеде права не нужны, но если вас поймают пьяным и оформят наказание, то вы на 1,5-2 года лишитесь права сдать экзамен и получить автомобильное водительское удостоверение. Разумеется, то же ждет тех, кто без прав сел пьяным за руль автомобиля.
Во-вторых, ГИБДД станет строже следить за оснащением автошкол и наличием у них всего необходимого для обучения. До экзаменов теперь будут допускать со справками только из проверенных автошкол.
В-третьих, сам экзамен при этом станет проще. Так, при сдаче практической части экзамена допустимо будет набрать до семи штрафных балов вместо пяти. Лишний балл экзаменатор может дать, например, только за то, что посчитает, что экзаменуемый недостаточно уверенно управляет автомобилем. Еще один штрафной бал — за резкое переключение передач. Третий — за неоправданно низкую скорость. Теперь со всеми этими «просчетами» шансы получить права будут выше.
В-четвертых, тем, кто не сдал экзамен три раза подряд, придется ждать пересдачи шесть месяцев, но не более девяти. До 1 апреля это было от одного до трех месяцев.