Европейский ответ китайцам. В Париже открылся традиционный автосалон
В Париже на этой неделе проходит традиционный международный автосалон. Само это событие в 2024 году воспринимается с некоторым недоумением. Столица Франции еще в 19 веке стала знаменита в том числе самыми передовыми в мире автомобильными выставками, но теперь подобное мероприятие выглядит рудиментом.
Казалось бы, еще лет 10 назад крупнейшие автосалоны в мире проходили в Париже, Франкфурте, Женеве, Детройте. Теперь же главные премьеры случаются в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Женевский автосалон теперь проводится в столице Катара Дохе, Франкфуртский — в Мюнхене, североамериканский переехал из Детройта в Нью-Йорк и все они заметно поблекли.
Выставка в Париже — последняя, где еще пытаются возрождать былое величие. В 2020 году она не состоялась из-за коронавируса, но в 2022 вернулась и повторяется сейчас — Парижский автосалон традиционно проходит раз в два года, чередуясь с Франкфуртским.
В этом году особенно важен контекст. Европа ожидает глобального нашествия китайских электромобилей. Многие уже начали поставляться в европейские страны, но большинство только собирается это сделать в ближайшие пару лет.
Ответом уже стали повышенные таможенные пошлины на электромобили из КНР. Вместе с тем к европейским производителям все больше вопросов о том, что они сами готовы противопоставить китайским машинам. И выставка в Париже невольно стала демонстрацией возможностей европейского автопрома на фоне китайских новинок, которые тоже привезли.
Именно на автосалоне в Париже наиболее наглядно можно увидеть разницу между европейскими и китайскими электромобилями. Вы уже догадались в чем она? Все просто. Китайские компании стремятся делать электромобили с наилучшими характеристиками. Это заметно в том числе по аэродинамике. Кажется, что сделать электромобиль с коэффициентом аэродинамического сопротивления Cd выше 0,2 в Китае уже считается неприличным. А именно этот показатель определяет запас хода электромобиля на трассе.
А теперь давайте посмотрим на европейские новинки.
Audi Q6 e-tron Sportback
Главная новинка от группы Volksagen, которая считается первым европейским автопроизводителем, стал кроссовер Audi Q6 e-tron Sportback. По сути это тот же Q6 e-tron, только с более купеобразным профилем кузова.
Результат — снижение коэффициента аэродинамического сопротивления с 0,28 до 0,26. Для сравнения, у схожей по размеру Tesla Model Y этот показатель равен 0,23, а у некоторых китайских аналогов он и того меньше. Еще раз напомним, что чем ниже данный коэффициент, тем меньше электроэнергии расходуется на преодоление сопротивления воздуха и тем больше запас хода.
Но в Audi продолжают ставить спереди ненужную фальшрешетку радиатора, словно боясь отказаться от старого «бензинового» дизайна.
И да, это машина стоимостью от 66 до 96 тысяч евро. Она построена на базе нового Porsche Macan и может быть как с задним, так и с полным приводом. В базе всего 252 лошадиных сил, в топе 490 «лошадок». Батарей на выбор две, на 75,8 или 94,9 киловатт-часов. Вот с этим Audi рассчитывает конкурировать, например, с той же Tesla Model Y или Zeekr 7X. Последний в Китае при большей мощности и емкости батареи стоит примерно вдвое дешевле.
За Stellantis отдувается Citroen
Созданный в 2021 году концерн Stellantis остается вторым по величине автопроизводителем в Европе и собрал в себя огромное число брендов. Это и Peugeot, и Citroen, и Opel, и Fiat, а также американские Jeep и Chrysler, не говоря уже об экзотике вроде DS, Maserati и Alfa-Romeo.
Сложность в том, что за редким исключением все эти бренды на момент объединения уже были проблемными. И друг-другу они пока не очень помогают.
В Париж крупнейшее число новинок от Stellantis привез Citroen. Собственно, их было три. Это обновленные и уже серийные электромобили C4 и крошечный Ami, а также концептуальный флагманский кроссовер C5 Aitrcross.
Проблема в том, что C4 и Ami не изменились технически и остались довольно посредственными по характеристиками. Первый все также оснащается передним электромотором на 156 лошадиных сил и батареей на 54 киловатт-часа, которой едва хватает на 415 километров пути.
Ami — это совсем компактная машина, получившая новые внешние панели кузова. Ее максимальная скорость не превышает 45 километров в час, а емкость батареи составляет только 5,5 киловатт-часа — как у какого-нибудь электроскутера. Правда и стоит она в Европе около 7 тысяч евро. Игрушка для молодежи, на которую даже водительские права не нужны.
Что до нового C5, то его технические характеристики пока держат в секрете. Но уже сейчас обращает на себя внимание угловатый кузов. Отточенная аэродинамика? Кажется, французы о ней забыли.
Renault и попытка повторить былой успех
Другой французский автопроизводитель, концерн Renault, привез в Париж сразу несколько новинок. Впрочем, среди разных концептов главной премьерой стал электрический Renault 4.
Название Renault 4 уже принадлежало одной машине. Так назывался бензиновый хетчбэк, который и поныне носит звание самого популярного французского автомобиля в истории. С 1960-х по 1990-е было продано более 8 миллионов таких машин.
Покупателей привлекали практичный кузов и техническая простота, которая гарантировала одновременно надежность и низкую стоимость. Не смущали даже конструкторские чудаковатости. Например, колесная база справа и слева отличалась по длине, то есть одно заднее колесо стояло ближе к заднему бамперу, чем другое. На одной поперечной линии подвески колес просто не помещались.
И вот новый Renault 4. С аэродинамикой как у модели 60-летней давности, то есть никакой. С моторами мощностью 122 или 150 лошадиных сил. Только с передним приводом. Почему-то французы называют эту машину кроссовером. Батарей две, на 40 или 52 киловатт-часа.
С последней при оптимистичных подсчетах запас хода составляет 400 километров. Бензиновый Renault 4 когда-то легко пересекал Африку. Электрический с таким запасом хода вряд ли на подобное способен. Как и повторить результаты продаж в 8 миллионов штук.
Что привез крупнейший производитель электромобилей в Европе
Знаете, какой из европейских концернов сейчас продает больше всего электрических машин в мире? И уступает по этому показателю только Tesla и BYD? Это BMW. Правда, успех обеспечивают именно баварские машины, которые выпускаются как в электрическом, так и в традиционном бензиновом исполнении. А в Париж BMW привез кое-что другое.
В столице Франции состоялась мировая премьера моделей Mini в версии John Cooper Works, которые впервые стали полностью электрическими. И они — странные.
Мощность подняли всего на 40 л.с. до 258 лошадиных сил. Привод оставили передним. Батарею тоже трогать не стали — она вмещает 54 киловатт-часа, так что хватает ее не на долго.
Получилось нечто в ретро-стиле, что на ходу напоминает спортивные бензиновые переднеприводные хетчбэки из прошлого, но питается электричеством. Но самое интересное, что это не главная проблема Mini.
Выпускать эти машины пока умеет только совместное предприятие BMW и Great Wall Motors, которое расположено в Китае. То есть в Европе на эти машины распространяются те же таможенные пошлины, что и на китайские электрокары. К 2026 году производство должны организовать в британском Оксфорде, но до тех пор будут возить из Китая.
Были ли на выставке китайцы?
Конечно. Свои экспозиции представили BYD и Hongqi, Xpeng и Leapmotor. Однако нам рассказывать про них не так интересно потому, что все машины, что они показали, уже демонстрировались в самом Китае и мы о них рассказывали.
Так что интересны они были именно европейцам. И те могли оценить зализанные кузова с выдающейся аэродинамикой, электромоторы мощностью более 500 л.с., батареи под 100 киловатт-часов и более.
Интересно, что думают об этих машинах простые посетители выставки, когда узнают, почем электромобили в самом Китае? Впрочем, для России это знакомая грусть, с учетом действующих в нашей стране таможенных пошлин, акцизов, налога и утильсбора.