В России предложили запретить импорт машин на физлица. Авто подорожают
В Совете Федерации России в пятницу прошел круглый стол, по итогам которого в правительство и Минпромторг было направлено письмо за подписью главы комитета по регламенту СФ Вячеслава Тимченко. В нем предлагается запретить дилерам продавать автомобили по договорам, исключающим ответственность за качество транспортных средств, написала сегодня газета «Известия».
Под этой сложной формулировкой фактически подразумевается запрет посреднической деятельности при приобретении автомобиля гражданином России за рубежом. Покупка на таких условиях обходится клиенту значительно дешевле, особенно после принятия постановления правительства от 13 сентября 2024 года о существенном повышении утилизационного сбора. Вот о чем, собственно, речь.
Покупка у официального дилера
Автомобили, поставляемые в Россию официально, должны пройти процедуру получения Одобрения типа транспортного средства, которая не бесплатная и требует, например, уничтожения нескольких экземпляров машин в краш-тестах — разумеется за счет импортера.
Кроме того, импортер и его представители в лице официальных дилеров несут ответственность за качество автомобилей и исполнение гарантийных обязательств. Буквально недавно Верховный суд в очередной раз выступил на стороне покупателей и пояснил, что если машина, по которой еще не истек срок гарантии, провела в ремонте более 30 дней в течение года, то покупатель не просто в праве вернуть ее продавцу, но и потребовать компенсации в размере цены нового автомобиля, но даже не на день покупки, а на день вынесения решения суда. То есть вы можете вернуть трехлетнюю машину дилеру и получить не 3 млн руб, которые она стоила в 2021 году, в 5 млн руб, так как столько она стоит новая сейчас.
Разумеется, все эти расходы дилеры и импортеры включают в себестоимость автомобиля и, в конечном итоге, в его цену. Но главным является утилизационный сбор, который платится за каждый ввезенный автомобиль. И это существенная сумма. С 1 января 2025 года для электромобилей и последовательных гибридов утильсбор возрастает с 32 600 до 667 400 тысяч рублей. Это за каждую машину. На бензиновые и дизельные автомобили утильсбор вырос уже с 1 октября 2024 года. В последствии утильсбор будет повышаться каждое 1 января каждого года до 2030 включительно.
Все это делает автомобиль дороже для клиента. Плюсом можно назвать наличие официальной гарантии, сервисной сети и, как правило, центрального склада запчастей от производителя. Ну и права покупателей в таком случае защищены соответствующим российским законом. Можно даже попробовать вернуть трехлетнюю машину дилеру за стоимость новой.
Самостоятельная покупка автомобиля за границей
Российское законодательство разрешает, и постановление правительства от 13 сентября это подтверждает право граждан на уплату утильсбора по льготной ставке при самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы для личного пользования. В этом случае ставка утильсбора составит всего 3 400 рублей — то есть примерно в 200 раз меньше, чем для профессиональных продавцов.
Для этого, однако, гражданин должен самостоятельно купить машину за рубежом, получить разрешение на вывоз от местных властей, организовать логистику с доставкой до России, получить вместо ОТТС Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, для чего требуется установка модуля ЭРА-ГЛОНАСС.
На основании этого свидетельства (по факту оно выдается не по результатам испытаний, а на веру данным о технических параметрах из страны-производителя) и указанной в нем мощности двигателя уплачивается таможенная пошлина и акциз, налог НДС и тот самый льготный утильсбор. После чего выдается Электронный паспорт транспортного средства, с которым можно ехать за номерами в ГАИ.
Важный момент. В этом случае продавца автомобиля в российской юрисдикции не будет, гарантии у машины тоже не будет и предъявлять претензии по поводу качества машины будет некому.
Также государство уже позаботилось о том, чтобы такую схему не использовали перекупщики. В случае, если владелец продаст автомобиль ранее, чем через год после таможенного оформления в России или ввезет в течение года еще один автомобиль — утильсбор придется доплатить в полном объеме.
Так что хотят запретить?
Сейчас при самостоятельной покупке машины за границей не запрещено прибегать к услугам посредников. Компания, с которой заключается договор, получает юридические права действовать от имени клиента, покупать за рубежом автомобиль на его имя, организовать оформление иностранных документов, доставку в Россию, получение СБКТС и таможенное оформление, после чего клиент получает машину со всем пакетом документов уже в России.
За свои услуги посредник, разумеется, берет вознаграждение. При этом автомобиль все равно оказывается существенно дешевле, чем в случае покупки его из наличия в России. Риски остаются теми же, что и в случае полностью самостоятельной покупки. Формально продавцом выступает иностранная компания, которая не предоставляет ни гарантии на автомобиль в России, ни подчиняется российскому закону о защите прав потребителей. А российский посредник отвечает не за качество автомобиля, а лишь за собственные услуги — за доставку машины и помощь в оформлении документов.
Вот именно деятельность таких российских компаний и вызывает недовольство авторов письма из Совета Федерации. И их аргументация выглядит мягко говоря очень дискуссионной.
Какие аргументы у противников схемы
Рассмотрим претензии авторов письма.
«Речь идет об автосалонах, которые используют различные недобросовестные практики для неуплаты налогов и сборов и для лишения потребителей предусмотренных прав и гарантий», — цитируют «Известия» члена комитета СФ по регламенту Олега Земцова, одного из авторов письма. Он отметил, что автомобили по этой схеме ввозятся «физическими лицами якобы для собственных нужд».
Нам представляется, что речь идет о компаниях, которые на совершенно законных основаниях помогают потребителям реализовать свое право на уплату льготного утильсбора. И ввозятся они именно для собственных нужд физических лиц — иное уже запрещено законом.
Вот еще одна цитата.
«Машины продаются в салонах, но фактически не принадлежат дилеру как юридическому лицу, что позволяет избежать ответственности в период послепродажного обслуживания», — считает председатель Общественной потребительской инициативы (ОПИ) Олег Павлов.
С этим высказыванием можно согласиться лишь отчасти. Во-первых, речь не идет о классических дилерах или автосалонах, речь идет о посредниках, помогающих осуществить физическому лицу самостоятельную покупку за границей. А во-вторых, клиенту предоставляется возможность не переплачивать за гарантию и ответственность продавца за послепродажное обслуживание, так как фактически продавцом выступает компания за рубежом. И получить возможность уплаты льготного утильсбора.
Что будет, если инициативу поддержат
Предположим сценарий, что авторам инициативы удастся добиться своих целей. Это будет означать, что у покупателей в России не останется выбора. Им придется существенно переплачивать за автомобиль, но в замен они смогут требовать от продавца выполнения Закона о защите прав потребителей и гарантийных обязательств.
Фактически, сохранится возможность для самостоятельной поездки за границу и самостоятельного привоза машины в Россию с самостоятельным прохождением всех необходимых оформлений. На практике это настолько сложно, что почти никто так не делает.
По крайней мере нам не известно ни одного успешного случая самостоятельной покупки гражданином России автомобиля в Китае, его доставки и оформления в России. Если вы являетесь героем, которому это удалось, напишите нам и расскажите как вы это сделали.
Тут хочется привезти одну цифру. 1 миллион 168 тысяч рублей. На столько будет выше утильсбор на один электромобиль к 2030 году для физических лиц в случае, если инициативу примут.
Каковы шансы принятия инициативы
Оценить шансы принятия предложений сенаторов достаточно трудно. С одной стороны, льготная ставка утильсбора для физических лиц остается законной возможностью ввезти в Россию автомобиль без уплаты огромного утилизационного сбора.
С другой, ограничения для злоупотреблений в этой схеме усиливались все последние годы, и уже сейчас она не используется в тех целях, о которых говорят авторы инициативы — для ввоза машин с целью перепродажи и реализации тех самых «недобросовестных практик».
Запрет посреднических услуг может оказаться полумерой, так как участники рынка попробуют найти выход — например продавать автомобили как подержанные.
Сложно представить, каким образом закон сможет ограничить посредническую деятельность за пределами России. В таком случае клиент будет получать свой автомобиль до прохождения российской таможни, а дальше оформлять его самостоятельно.
Фактически, добиться своих целей авторы инициативы смогут только простым запретом права граждан на уплату льготного утильсбора. Но это будет непопулярная мера. Последние ужесточения вызвали активное возмущение граждан и обращения в том числе в правительство и к депутатам, в результате чего в конце 2023 года Минпромторг был даже вынужден объявить амнистию и «простить» покупателей, которые получили заказанные машины в течение двух месяцев после введения очередного ужесточения.
Пока по нашим сведениям из Минпромторга, инициатива только-только покинула Совет Федерации и на уровне министерства и правительства даже не обсуждалась. Но сам факт поднятия такой темы может говорить о том, что общество начали готовить к очередному подорожанию автомобилей.