Tesla забыла об обещаниях сделать автопилот. Ей грозят судами
С официального сайта компании Tesla на прошлой неделе была удалена нашумевшая статья от 19 октября 2016 года с заголовком «Отныне все выпускаемые электромобили Tesla оснащены всем необходимым оборудованием для работы автопилота». На это обратило внимание профильное канадское издание Electrek.co. Копию удаленной заметки все еще можно найти в архиве интернета.
В той статье утверждалось, что любой покупатель любого автомобиля Tesla сможет в будущем рассчитывать на использование полноценного автопилота. Его работе мешало только неготовность программного обеспечения. Предполагалось, что как только программное обеспечение будет готово, машины обновятся и смогут ездить вообще без участия водителя.
С тех пор со стороны Tesla и главы компании Илона Маска звучало множество заявлений о том, когда это произойдет. Первоначально предполагалось, что полноценный автопилот заработает уже в 2017 году, с тех пор сроки переносились с интервалом примерно раз в полгода — мол подождите еще год и все будет.
При этом Tesla неоднократно меняла названия своей системы беспилотного вождения. Сначала она называлась просто автопилотом, затем «Полностью самостоятельным управлением» - FSD. В настоящий момент к этому названию прибавили слово Supervised, то есть автопилот полностью самостоятелен, но находится под присмотром водителя.
Что не так с автопилотом?
Система, которую разрабатывает Tesla, при взгляде со стороны мало чем отличается от аналогов, над которыми работают другие компании. Все они устроены по примерно одному принципу.
Во-первых, автомобиль оснащается необходимым для электронного управления оборудованием, чтобы у электронного водителя были возможности разгоняться, тормозить, поворачивать. Затем автомобиль обвешивается камерами и различными датчиками — тут у разных производителей могут быть различия в наборе оборудования, но принцип у всех одинаков.
Следом в управляющий компьютер закладывается базовый алгоритм вождения. Компьютер, под надзором водителя, начинает самостоятельное движение машины, анализируя показатели камер и датчиков и следуя базовому алгоритму.
Каждый раз, когда компьютер ошибается, человек его поправляет, а электроника запоминает этот случай, корректирует алгоритм и больше такую ошибку не повторяет. Метод усилен тем, что данные от всех машин под управлением автопилота собираются в едином центре, после чего все машины получают обновления с учетом всех предыдущих ошибок. То есть для совершенствования алгоритма используются данные уже миллионов автомобилей со всего мира.
Теория предполагает, что число дорожных ситуаций и возможных ошибок конечно, и рано или поздно автопилот научится избегать все из них. Тогда управление можно будет полностью передать электронике.
На практике этого не происходит. Каждая компания, которая начинала разработку автопилота таким методом, поначалу добивалась очень быстрого прогресса. Но чем ближе система приближается к заветной точке полноценного автопилота, тем медленнее идет прогресс. Говоря простыми словами, поначалу число ошибок со стороны электроники снижается быстрыми темпами, но когда их количество становится минимальным, прогресс останавливается и то малое количество ошибок уменьшаться прекращает.
Здесь можно привести пример с системами распознавания текста. Когда они появились, такие системы очень быстро научились оцифровывать текст, который качественно напечатан большими буквами на белой бумаге. Но прошли десятилетия, а безошибочно распознать, что от руки написано в рецепте врача, компьютер до сих пор не в состоянии, хотя аптекарь с этим справляется.
Причем тут капча
Для кого, чтобы понять, почему человек распознает ту или иную ситуацию, а компьютер нет, разработчики даже пошли на хитрость. Все знают, как устроена капча — тест, который позволяет определить, что действие совершает человек, а не робот. Человека просят распознать буквы, которые машина распознать как раз не может. Это делается не только для защиты от взлома, но и для того, чтобы собрать данные о том, по какому принципу человек справляется с задачей. И научить этому принципу компьютер.
Вы могли заметить, что в последние годы капчи усложнились. В частности нам стали показывать картинки, где нужно отметить дорожные знаки, светофоры, велосипедистов…
Догадываетесь, зачем это нужно? Затем, чтобы проанализировав большое количество решенных капч понять, как человек решает эти задачи и научить этому автопилоты. Судя по тому, что такие капчи остаются эффективным инструментом, чтобы доказать, что ты не робот — проблему автопилотов решить пока не удается.
Против Tesla готовят судебные иски
Проблема с удалением статьи 2016 года носит не только технический, но и юридический характер. Та самая статья фактически обещала, что каждый покупатель автомобиля Tesla платит в том числе за оборудование для автопилота.
Со временем, однако, Tesla начала брать с владельцев машин дополнительную плату фактически за то же самое. С появлением новых версий все еще неполноценных автопилотов, владельцам старых машин стали предлагать доплатить по 1500 долларов за их переоборудование. На их возмущение компания отреагировала снижением стоимости услуги до 1000 долларов.
Это не единственная претензия. Так, первые покупатели пикапов Cybertruck, которые не хотели ждать появления более простых версий, были вынуждены доплачивать по 10 000 долларов за автопилот — тот самый, который все еще не может обойтись без надзора водителя. Но даже такое неполноценное программное обеспечение для автопилота Cybertruck до сих пор не готово! То есть люди, заплатившие за опцию 10 000 долларов, до сих пор ее не получили.
Все это только усиливает критику компании Tesla и ее владельца Илона Маска. Уже сейчас судебная система Калифорнии ведет производство дела о невыполнении рекламных обязательств и введении покупателей в заблуждение.
До решения суда дело пока далеко. В настоящий момент процесс находится на стадии поиска потерпевших и их объединения для подачи коллективных исков. Однако все меньше сомневающихся в том, что дело закончится выплатами компенсаций пострадавшим и, возможно, штрафов в пользу государства.
К слову, помимо нашумевшей статьи про автопилот Tesla удалила и другие материалы. В частности, пост Илона Маска от 2006 года о том, что компания в конечном счете перейдет к производству доступных электромобилей для каждого.