Я/МЫ роботы? Tesla показала роботакси и оставила вопросы
Компания Tesla в ночь на 11 октября провела презентацию под названием «Мы робот», на которой, как и ожидалось, представили роботакси. Точнее сразу две машины — двухместное беспилотное купе и минивэн.
Это первые новинки от «Теслы» с ноября 2019 года, когда был показан пикап Cybertruck. Хотя бы по этой причине прошедшее событие можно считать знаковым. Давайте разберемся, что собственно произошло.
Фон
Последние 5 с лишним лет Tesla — мировой лидер в производстве и продажах электромобилей. С запуском в производство моделей 3 и Y, компания под управлением Илона Маска не только уверено обошла Nissan вгонке за звание главного производителя электромобилей, но и стала крупнейшим автоконцерном в мире по капитализации. Это подкреплялось и значительным уровнем прибыльности — до сих пор можно встретить утверждения об убыточности Tesla, но правда в том, что это сверхприбыльная компания, которая зарабатывает столько, сколько остальным автоконцернам и не снилась.
Попытки Volkswagen. Hyundai и Mercedes навязать «Тесле» конкуренцию провалились, не говоря уже о полном крахе японских автоконцернов вроде Toyota и Honda — они на поле электромобилей потерпели сокрушительное поражение. Nissan еще барахтается и не хочет тонуть, но давайте будем честны — их кроссовер Ariya провалился, а хетчбэк Leaf совершенно устарел.
Однако враг подкрался откуда не ждали. За прошедшие годы в производстве электромобилей очень заметно преуспели китайцы. Не одна и не две, а десятки компаний из КНР уже производят автомобили, которые по характеристикам не уступают или почти не уступают моделям Tesla, а по цене выглядят существенно привлекательнее.
Прямо сейчас Tesla ведет бой с китайской BYD за звание крупнейшего производителя электромобилей в мире. Пока выигрывает, но всем очевидно, что это только пока. Теперь задача Tesla видится даже не в том, чтобы остаться лидером, а в том, чтобы удержаться на втором месте.
Как это сделать? До сих пор лидерство Tesla было обеспечено тем, что компания доминировала в области технологий. И ей необходимо сохранять лидерство именно в этом направлении. Современный электромобиль Tesla китайцы в том или ином виде уже скопировали. Что остается? Развивать технологию автопилота. И именно для того, чтобы показать доминирование Tesla в этом направлении компания и устроила сегодняшнюю презентацию.
Что показали
На презентации демонстрировались два прототипа. Как они называются официально объявлено так и не было, но звучало как общее имя «Роботакси», так и частные названия «Робокэб» и «Робовэн».
Robocab — это двухместное купе с поднимающимися вверх дверьми. Его дизайн вызывает вопросы. Такое впечатление, что кто-то взял седан Model 3, переделал ему двери, укоротил и стилизовал под пикап Tesla Cybertruck. Получилось не плохо, но ощущение вторичности не отпускает.
Про машину известно не многое. Главное — это цена, которая не превысит 30 тысяч долларов. Для пользователей, впрочем, важнее стоимость поездки. По мнению Илона Маска поездка будет рентабельной при стоимости до 30 центов с пассажира. Это при средней цене поездки в автобусе в США в 80 центов.
Robovan вмещает уже 20 пассажиров, у которых 14 кресел и еще шестеро могут стоять как в маршрутке. Впрочем, есть и варианты, в том числе транспорта для обслуживания свадебных церемоний. Тут уже стоимостьпоездки будет ниже 15 центов, подсчитал Маск.
Про обе модели известно, что они получат возможность беспроводной зарядки. То есть зарядных портов у них не будет от слова вообще.
Беспроводная зарядка электромобилей — не новость. До сих пор главным минусом такой технологии была ограниченная мощность и скорость зарядки. Однако в последние месяцы были продемонстрированы рабочие прототипы быстрых беспроводных зарядок.
Сколько времени потребуется роботакси Tesla на зарядку не известно, как не известны и другие характеристики. И это — главная проблема новых моделей от Илона Маска.
Илон, ну когда?
Новые модели пойдут в серию только в 2026 году, обещает Илон Маск. До этого, в 2025 году в Калифорнии и Техасе начнут работать роботакси на базе Model 3 и Model Y.
Напомним, что Илон Маск — это человек, который в 2017 (!) году представил новое поколение Tesla Roadster и с тех пор повторяет, что машину запустят в серию «в следующем году».
А еще Илон Маск обещает сделать полноценный автопилот уже «через полгода». С весны 2017 года.
Показанные роботакси выглядят очень перспективными при условии, что они работают. И действительно выйдут на линии хотя бы в 2026 году. Потому, что дальше будет поздно.
Tesla — не единственная
Роботакси теперь показывают многие. В июле этого года очень похожую машину показал стартап Vergne, созданный концерном Rimac. Если вы не в курсе, то Rimac — это хорватский производитель электрических суперкаров. Настолько крутой, что несколько лет назад он фактически купил марку Bugatti.
Так вот, Vergne выйдет на линии также в 2026 году. Разница в том, что глава Rimac Мате Римац в отличие от Илона Маска до сих пор свои слова сдерживал.
И это не считая многочисленных китайских проектов роботакси, которые должны появится еще раньше. Или проектов от Google. Да беспилотные такси даже «Яндекс» готовит.
В общем, показанное Tesla пока не выглядит прорывом. Будем рады ошибиться.