Трамп выступает против электромобилей, а акции Tesla растут в цене. Как это возможно?
В англоязычном сегменте интернета, посвященном электромобилям, образовался некоторый логический дисбаланс. С одной стороны аналитики почти без исключений предупреждали о том, что для развития электрического транспорта в Америке предпочтительнее победа Камалы Харрис, а не Дональда Трампа на выборах президента. С другой, глава Tesla Илон Маск прямо поддержал именно Трампа, а с его победой котировки акций Tesla взлетели в заоблачные дали. Как такое возможно? Давайте разберемся.
Как Трамп относится к электромобилям?
Как ни парадоксально это звучит, но Дональд Трамп, похоже, очень нейтрально относится к электромобилям самим по себе. При том, что прежде он позволял себе очень резкие высказывания о той или иной модели машин. Например, называл компактный Ford Fiesta автомобилем, который понравится только нелегальным эмигрантам из Мексики. Об электрокарах он ничего такого, кажется, не говорил.
Неприязнь к Трампу со стороны американских электромобилистов объясняется другим. Избранный президент весьма критично относится к заботе об окружающей среде с одной стороны и ко всякого рода государственным дотациям — с другой.
Проще говоря, Трамп не одобряет ни экологические ограничения, которые накладываются на американскую промышленность, ни поддержку спроса на электромобили за счет налогоплатильщиков.
В то же время, избранный президент выступает за свободу выбора покупателей. Он точно не собирается запрещать продажу электрических машин, но считает, что покупатели должны голосовать за них собственным рублем, точнее долларом. И если они делают выбор в пользу бензиновых V8 — это тоже их право.
Что до отказа в госдотациях на покупку новых электромобилей, то их Трамп намерен компенсировать традиционным для республиканцев способом — снижением налогов. Это с одной стороны повысит благосостояние покупателей, а с другой позволит автопроизводителям самим снизить цены. И те, кто действительно этого хотят, смогут купить электромобили дешевле — но естественным образом, а не за счет других платильщиков налогов.
Также важно отметить готовность Трампа вести экономические войны с конкурирующими государствами, в том числе на автомобильном рынке. Он ясно выразил готовность повышать ввозные пошлины на импортные автомобили в Америке. США остается богатейшим автомобильным рынком в мире (в Китае продается количественно больше машин, но в США на покупку авто суммарно тратят больше денег). И защита американского рынка от европейских или китайских автопроизводителей явно пойдет на благо местным компаниям.
Суммируя все перечисленное, такая позиция Трампа привела к росту котировок акций почти всех американских автоконцернов, в том числе таких традиционных, как General Motors и Ford. В проигрыше оказались только стартапы, нуждающиеся в господдержке. Однако даже на этом фоне акции Tesla подорожали сильнее других. В чем же причина?
Трамп не даст Маску соврать
Стоимость акций — это показатель, который отражает не нынешнее положение дел в компании, а ожидания инвесторов относительно ее будущего. Tesla сейчас стоит почти втрое дороже, чем такие гиганты как Toyota, Volkswagen, General Motors и Hyundai. Не по отдельности, а вместе взятых.
Совершенно очевидно, что у любого из перечисленных концернов стоимость активов в виде заводов и других мощностей будет больше, чем у Tesla. Но инвесторы именно последнюю оценивают выше. С чем это связано?
Можно было бы предположить, что с ожиданиями роста спроса на электромобили. Tesla уже сейчас лидирует по продажам в этом сегменте в мире, но в последние пару лет продажи растут уже не столь высокими темпами, как раньше. Более того, если прежде Tesla стремительно уходила в отрыв от конкурентов, то теперь ее догоняют. А китайская BYD уже почти что догнала.
В рукаве Илона Маска остается еще один козырь — технология автономного вождения. Он обещал, что уже к концу 2017 года электромобили Tesla смогут обходиться вообще без водителей, и с тех пор раз в год продлевал дату наступления этого заветного момента.
Осенью 2024 года Маск представил новые, беспилотные модели Tesla для такси и общественного транспорта. И в очередной раз пообещал, что они вот-вот выйдут на дороги общего пользования.
Для того, чтобы это произошло, просто изобрести автопилот, однако, не достаточно. Надо, чтобы таким машинам разрешили ездить по американским дорогам и улицам. И считается, что Трамп сделает все для того, чтобы предоставить Маску такое разрешение, причем чуть ли не на эксклюзивной основе.
Трамп уже нашел государственную должность для Маска
С момента инаугурации Трампа в январе 2025 года и до лета 2026 Илон Маск будет одним из двух руководителей новой организации, созданной Трампом, которая займется анализом эффективности американской бюрократии и сокращением расходов. Предполагается, что многих чиновников, без которых американское государство может легко обойтись, ждет увольнение.
Есть основания полагать, что опыт Маска может оказаться полезным. Возглавляемая им аэрокосмическая компания Space X уже смогла показать, что расходы на космос могут быть в несколько раз ниже, если этим будет заниматься не государственное агентство NASA, а частная контора.
Tesla — это тоже компания с невиданным для массового автопроизводителя уровнем рентабельности, который в последние годы превышает 20%. Для сравнения, прежде считалось, что 3% рентабельности в таком бизнесе, как массовое производство автомобилей — это хороший показатель.
Это дает инвесторам повод ожидать, что и на новой должности Маск покажет себя с лучшей стороны, что даст отличный буст его дальнейшей политической карьере. Стать преемником Трампа на посту президента Маск по американским законам не может — для этого надо родиться в США, а Маск родом из ЮАР. Но в Америке есть много должностей, для которых таких ограничений не существует. Губернатор Техаса тоже звучит не так уж и плохо.
Разумеется, в США нет, не может быть и никогда не было никакой коррупции. Но почему-то инвесторы считают, что для бизнеса хорошо, если его основной владелец и руководитель становится любимчиком избранного президента. И это еще одна из причин роста курса акций Tesla.