В России вновь повышают утилизационный сбор на электромобили. Что будет с ценами
Минпромторг России опубликовал проект постановления Правительства, согласно которому резко увеличиваются ставки утилизационного сбора на все автомобили, в том числе электрические. Согласно документу, новые ставки начнут действовать уже с 1 октября 2024 года. Далее утилизационный сбор на электромобили будет индексироваться ежегодно и достигнет максимума к 2030 году.
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор на автомобили в России появился в 2012 году. Официально он нужен для того, чтобы государство заранее собирало деньги на утилизацию автомобилей в момент их ввода в эксплуатацию на территории России, а не когда машине физически потребуется утилизация.
Не официально, и это особо никогда не скрывалось, утилизационный сбор понадобился при вступлении России во Всемирную торговую организацию, что привело к снижению таможенных пошлин на ввоз иномарок. Утильсбор таким образом уравновесил это снижение и иномарки относительно отечественных машин не подешевели.
Утилизационный сбор платится с любого автомобиля, как ввозимого в Россию, так и выпущенного на отечественном предприятии. Однако сами отечественные автопроизводители взамен получают из бюджета компенсацию в зависимости от степени локализации. Предполагается, что для полностью локализованных машин и утильсбор компенсируется в полном объеме.
При этом физические лица, которые сами покупают машину за границей и ввозят ее в Россию для личного пользования, платят утильсбор по льготной ставке. Сейчас она составляет 3 400 руб. для новых машин и 5 200 рублей для машин старше 3 лет. Этот параметр меняться не будет. А вот для юридических лиц и физических лиц, занимающихся перепродажей машин, утильсбор существенно вырастит.
Насколько увеличится утильсбор
Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 000 руб. и меняться не будет. Однако для каждого типа автомобилей и разных покупателей к этой сумме действуют разные коэффициенты. Именно они и изменятся.
Вот таблица утилизационного сбора на новые электромобили и последовательные гибриды, в которых есть бензиновые моторы, но они служат генераторами и не связаны с колесами.
Ставки для машин старше трех лет вырастут еще сильнее. К 2030 году они достигнут 2 062 600 руб за автомобиль.
Какие электромобили подорожают
В первую очередь подорожание ждет электромобили и гибриды, которые официально поставляются в Россию и продаются через дилерские центры. Для них действует ставка как для юридических лиц.
Во-вторых, подорожают отечественные электромобили. Это связано с одной стороны с низким уровнем их локализации, а с другой с законами рынка: если дорожают импортные конкуренты, возникает соблазн следом поднять цены и у отечественных производителей.
В-третьих, подорожают те электромобили, которые неофициальные дилеры везут не под заказ на конкретного покупателя, а для того, чтобы они были в наличии. Иными словами, купить машину в наличии в России в любом случае будет дороже.
Как избежать оплаты повышенного утильсбора
Единственная категория покупателей, кто сохраняет право на льготный утилизационный сбор — это физические лица. Для этого нужно, чтобы машина была изначально куплена на конкретное физическое лицо и от его имени проходила таможенное оформление в России.
Ехать самому за автомобилем за границу пока не обязательно. Но нужно будет уже в России сделать заказ конкретной модели электромобиля, выбрать все опции и договорится о предоплате. Так сейчас в Россию попадает большинство электромобилей, в том числе через Rucars.
При этом владелец берет на себя обязательство не продавать автомобиль в течение 12 месяцев и может таким образом заказать не более одной машины в год. За вторую утильсбор придется платить в полном объеме.
Также сохраняется опасность доначисления утилизационного сбора уже новому владельцу в случае, если машина была куплена у физического лица в России, если первый хозяин владел ей менее 12 месяцев. Это важно знать всем потенциальным покупателям.
Зачем вообще повышают утильсбор
В Минпромторге не скрывают, что их цель — развивать отечественную автомобильную промышленность, для чего и делают покупку импортной техники максимально невыгодной. Некоторые категории транспортных средств, например экскаваторы и погрузчики, пока выпускаются в России в недостаточном количестве, так что утильсбор на них повысят не сразу.
Что касается электромобилей, то в сообщении Минпромторга прямо сказано, что сейчас «электромобили всех сегментов,» производятся в России в достаточном количестве. Мы недавно подробно писали о том, что это за модели.
Ознакомьтесь с нашим каталогом электромобилей и успейте купить до повышения.