Какие электромобили подорожают из-за утильсбора. Список
С 1 октября 2024 года в России вступило в действие очередное постановление правительства об увеличении ставок утилизационного сбора. Неожиданным образом оно сразу не коснулось электромобилей и параллельных гибридов. Но отсрочка не велика: уже с 1 января 2025 года, то есть меньше, чем через три месяца, утильсбор с каждой машины с электроприводом вырастит с 32 600 до 667 400 тысяч рублей. То есть разом почти на 635 тысяч. И это только начало. В дальнейшем утильсбор будут повышать каждый год до 2030 года. К этому моменту за каждый новый электромобиль нужно будет заплатить 1 миллион 172 400 рублей.
Мера принята с целью создания условий для поддержки отечественных производителей электромобилей. Однако пока все выглядит так, что именно они и станут главными жертвами нововведения.
Проблема тут в том, что по закону утилизационный сбор платится с каждого автомобиля, впервые вводимого в эксплуатацию на территории России. Как отечественного, так и импортного, как нового, так и поддержанного.
Отечественным производителям государство потом компенсирует утильсбор, но не весь, а только частично, в зависимости от уровня локализации товара. Так, за 2025 год правительство планирует собрать 2,01 триллиона рублей. А потратить на поддержку отечественного автопрома, по данным газеты «Ведомости», только 818,9 миллиарда — то есть в два с лишним раза меньше.
С электромобилями ситуация еще сложнее. Их степень локализации до сих пор минимальна. Об этом, на наш взгляд, свидетельствует и то, что увеличение ставок именно для них отложили с 1 октября на 1 января.
Другое свидетельство низкой степени локализации отечественных электромобилей появилось на днях. ТАСС выпустил новость с громким заголовком о том, что Минпромторг хочет пересмотреть правила выдачи льготных автокредитов на покупку отечественных электромобилей. При внимательном прочтении этой новости выясняется, что ровно все наоборот Минпромторг хочет оставить все как есть.
Проблема тут как раз в локализации. Предполагалось, что с 2025 года льготные автокредиты будут давать только на электромобили с высокой степенью локализации — те же, производителям которых частично компенсируют утильсбор. Но теперь Минпромторг хочет распространить льготы на все российские электромобили без привязки к так называемым утилизационным баллам. Косвенно тем самым признавая низкий уровень локализации.
Наконец, третьим косвенным доказательством нашей правоты можно считать заявление АвтоВАЗА о том, что их новый электромобиль Lada e-Largus может похвастаться наивысшей степенью локализации для России, которая превышает 50%. В переводе на простой язык, это означает, что почти 50% в машине — импортное. И это при том, что у нее отечественный кузов, отечественное шасси, салон. Обещают даже отечественные батареи, но не говорят о том, где берут аккумуляторы, из которых они состоят.
Таким образом, все производители электромобилей в России с 1 января 2025 года должны будут платить утильсбор в размере 667 400 руб. за каждую машину вместо 32 600 руб. Это:
- Калининградский Amber A5. Седан из китайских машинокомплектов. Официальная цена не объявлена, сейчас дилеры просят от 3,45 млн руб.
- Lada e-Largus, производство которого начато, а продажи пока нет — от 3,915 млн руб.
- «Москвич 3е» - от 3,95 млн руб.
- Evolute i-Pro — от 2,99 млн руб.
- Evolute i-Joy — от 3,995 млн руб.
- Evolute i-Sky — от 4,92 млн руб.
- Evolute i-Jet — от 6,42 млн руб.
Кроме того, с 1 января настолько же вырастет утильсбор для электромобилей, которые ввозятся в Россию юридическими лицами. По идее, это все электромобили, которые официально продаются в России. Таких, впрочем, не так много. Это:
- Ora 03 от концерна Great Wall. Сейчас машины продаются со скидками от автопроизводителя по цене от 3,5 млн руб.
- Voyah Free EV — от 5,49 млн руб.
- Voyah Dream EV — цены поставщик в Россию, называющий себя официальным, не указывает. В наличии он же предлагает машины от 9,4 млн руб.
- Voyah Passion — от 4,99 млн руб. в наличии.
Кроме того, до объявления о повышении утильсбора регулярно появлялась информация разной степени официальности о скором официальном выходи на рынок России других китайских прозводителей электромобилей. Это:
Принадлежащий Chery бренд Exlantix. Компания успела даже запустить сайт, но дату старта продаж в России пока не назвала.
Принадлежащий Changan бренд Avatr. Китайцы говорили о планах прихода в Россию в 2024 году, но уже тогда отмечали, что окончательное решение будет зависеть от таможенной и налоговой политики РФ.
Принадлежащий GAC бренд Aion. Официальных объявлений не было, но информация на рынке циркулировала.
Теперь, в случае их официального прихода в Россию, с каждой машины придется платить повышенный утильсбор.
А для кого утильсбор повышен не будет?
Как мы уже не раз писали, новое постановление сохраняет льготную ставку утильсбора для физлиц в размере всего 3,4 тыс. руб. за автомобиль. При этом нужно соблюсти несколько условий.
- Машина ввозится в Россию сразу на физическое лицо.
- Покупатель может ввезти не больше одной машины в течение 12 месяцев.
- Покупатель не имеет права продавать машину в течение 12 месяцев.
При этом прибегать к помощи компаний, оказывающих посреднеческие услуги не возброняется. Просто вы не покупаете машину из наличия в России, а заказываете покупку на ваше имя автомобиля за границей, его доставку и оформление в России.
Мы не исключаем, что власти России продолжат принимать меры, направленные на усиление контроля за такой схемой и снижение ее популярности. Какими они могут быть — не знаем.