Volvo EX90: все, что известно об электрическом шведском флагмане
Шведский концерн Volvo Cars рапортовал о начале производства электрического кроссовера EX90. Это, казалось бы штатное событие заинтересовало нас тем, что случилось оно примерно на год позже обещанной даты, что для пунктуальных скандинавов само по себе является сенсацией. Тем интереснее вспомнить о том, что это за машина, кто ее производит и чем она интересна. Но начнем с самого главного.
Что такое Volvo Cars?
Мы не случайно делаем приставку Cars к названию компании. Многие до сих пор не в курсе, что бренд Volvo уже более четверти века используется по меньшей мере двумя независимыми друг от друга структурами. Основан он, впрочем, был как единый концерн в конце 1920-х годов.
Швеция — это страна с традиционно мощной промышленностью и развитой инженерной мыслью, так что наличие в ней национального производителя удивлять не должно. В настоящий момент на слуху три бренда. Это Volvo, а также Scania и Koenigsegg — по умению по памяти правильно писать названия последнего мы, кстати, отбираем кандидатов на работу в Rucars. Если же отбросить экзотического производителя спорткаров Koenigsegg, то можно заметить, что и Volvo и Scania весьма успешно производят грузовики.
Volvo, если вы не знали, это вообще второй по величине (после Mercedes) производитель тяжелых грузовиков в мире. Им принадлежит грузовое подразделение Renault, культовый американский бренд грузовиков Mack (привет фильму «Конвой») и даже экскаваторное подразделение Samsung. А еще Volvo делает движки для кораблей и самолетов.
А что с легковушками? Scania когда-то сотрудничала с Saab, а Volvo выпускала собственные легковые модели. Почему в прошедшем времени? Да потому, что еще в 1990-е Volvo продала свое легковое подразделение за ненадобностью. Сейчас это называется Volvo Cars и принадлежит китайскому концерну Geely.
Признаемся честно: когда в 2009 году Volvo Cars был продан китайцам, вся нынешняя команда Rucars немного расстроилась и подумала, что в Швеции теперь будут делать копии китайских машин. Как же нам повезло, что вышло ровно наоборот! Китайцы дали шведам денег, поручили перекупить в команду инженеров из Mercedes, BMW и Audi, а затем уже сами стали заимствовать новые шведские технологии.
Что такое Volvo EX90
В Скандинавии любят природу и ратуют за переход на электротранспорт как нигде в мире. Достаточно сказать, что ведущей мировой страной по доле электромобилей является Норвегия. Швеция отстает и явно этому не рада. Так что перед Volvo поставлена задача догнать и перегнать.
Фирме, кстати, не занимать смелости. Почти двадцать лет назад в Volvo приняли решение о том, что моторы с числом цилиндров более четырех являются не экологичными и им не нужны. Многие уже тогда крутили у веска, глядя на отказ от рядных шестерок и V8 и предрекая Volvo провал, но оказалось, что даже тяжелому семиместному кроссоверу XC90 двухлитрового турбомотора более чем достаточно.
Про XC90 вспомнили не случайно. Эта модель фактически стала последней, которую Volvo Cars разработали еще до разделения концерна на легковое и грузовое производство. И она стала сверхуспешной. Настолько, что купивший Volvo концерн Ford потом много лет использовал шасси XC90 в своих моделях.
EX90 — это, фактически, попытка повторить успех, но теперь уже с электроприводом. Это флагманский электрический кроссовер от Volvo, большой, премиальный и семиместный. При этом ориентирован он в большей степени на тех покупателей, которые прежде смотрели в сторону бензиновых машин.
Если сравнивать Volvo EX90 с той же Tesla Model X, то швед покажется странным. С одной стороны у него всего лишь 517 лошадиных сил, и то в топовом исполнении, максималка ограничена на отметке в 180 км/ч, разгон до сотни длится почти пять секунд, запас хода по американским стандартам не дотягивает и до 500 километров. С другой, по качеству отделки салона и вообще по продуманности интерьера Volvo на фоне Tesla смотрится заметно выигрышнее.
Наше мнение — Volvo EX90 создан не для конкуренции с Tesla Model X, а для того, чтобы отбирать покупателей у таких автомобилей как Land Rover Discovery, Mercedes GLS, BMW X7 и Audi Q7. Если вы заметили — все они оснащаются бензиновыми или дизельными моторами. А Volvo — электромобиль.
Что может Volvo EX90
Наряду с младшим EX30, новый EX90 стал первым легковым Volvo за много лет, у которого основной привод — задний. Разумеется, речь о базовой версии с одним мотором мощностью 279 л.с. Такому положена батарея с используемой емкостью в 101 киловатт-час.
На примере Volvo EX90, кстати, хорошо видна разница в методиках измерения запаса хода электромобилей в разных странах. Так, для одной и той же машине в Америке намерили 467 километров, в Европе уже 580, а в Китае все 630. Вот поэтому мы регулярно говорим и пишем, что «китайским» километрам веры нет и их нужно делить минимум в полтора раза.
Следом идет средняя версия уже с полным приводом и батареей на 107 активных киловатт-часов и мощностью 408 л.с. Ну а на вершине гаммы автомобиль мощностью 517 л.с., способный разгоняться до 100 км/ч за 4,9 секунды. Электромобилистов такая динамика вряд ли впечатлит, но отдайте должное — это самый мощный легковой серийный Volvo в истории шведской марки.
Зарядка при этом осуществляется током мощностью максимум 250 киловатт, и здесь шведам стоило бы поучиться у собственных коллег из китайского бренда Zeekr, который также входит в Geely. Там уже перешли на архитектуру с напряжением 800 вольт и допускают более мощный зарядный ток.
Остается добавить, что EX90 выпускают в вариантах с пятью, шестью или семью сиденьями. Это полноценный семейный кроссовер, который скорее надо сравнивать не с Tesla Model X, а с гибридными Lixiang L9 и L8 — как минимум по конфигурации салона и габаритам они похожи, да и максимальная мощность близка.
Почему задержали выход EX90
Мы уже упоминали, что Volvo с 2009 года принадлежит Geely — китайской компании, которая весьма неплохо выступает в нише электромобилей. Достаточно напомнить, что принадлежащий ей бренд Zeekr прочно занимает первое место на рынке новых электромобилей в России.
Тот же Zeekr с невероятной скоростью запускает новые модели и обновляет старые. Так почему же EX90 задержался на год, тем более,что технически эта машина на фоне других электромобилей не поражает?
Официальный ответ похож на правду. Шведам понадобился год на то, чтобы «допилить» программное обеспечение. И дело тут в том, что Volvo — это премиальный бренд со всеми вытекающими последствиями. Он всерьез стремится подвинуть тот же Mercedes в премиальном сегменте и, в отличие от китайских выскочек вроде Zeekr и Lixiang права на ошибки не имеет.
Если ты «играешь» в премиум, то должен хоть в чем-то быть лучше всех конкурентов. Volvo уже много лет назад выбрала свою фишку — безопасность. Современный лозунг компании — в наших автомобилях не умирают. Можно попасть в аварию, можно получить травму, но смертельные ранения должны быть исключены. И EX90 еще до премьеры был назначен самым безопасным Volvo в истории.
Так что программное обеспечение допиливали не просто так, а совершенствовали системы предотвращения аварий. Полноценного автопилота у Volvo нет. Впрочем, его и ни у кого нет. Но EX90 претендует на звание автомобиля с самыми совершенными электронными помощниками водителю.
Есть и другая, менее официальная причина задержки. Volvo EX90 не собирались выпускать в Швеции. Северная страна давно играет в социализм, что для бизнеса не то чтобы хорошо. И куда выгоднее организовать производство, например, в Китае, где вроде бы коммунизм, но капиталистам там работать выгоднее.
Вот только чиновникам в Европе и Америке это не по душе. Они заботятся о собственных рабочих местах. Вот почему первой страной, где запустили производство EX90, стала США. Второй судя по всему будет Китай, но по слухам добавят и третью. Нет, не Швецию, а Бельгию. Там машину станут собирать для европейских рынков.