Почему нужно покупать электромобиль до октября 2024 года
В России начато официальное обсуждение проекта постановления правительства о резком увеличении ставок утилизационного сбора на электромобили. На сей раз это в значительной мере затронет машины с электроприводом. До сих пор утилизационный сбор на такую технику сохранялся на достаточно низком уровне в размере 32 600 рублей с машины. Однако после 1 октября он может вырасти сразу в 20 раз, до 667 400 рублей с автомобиля.
Мы решили еще раз разобраться, что ждет рынок электромобилей и что будет с ценами на машины.
Решение о повышении утилизационного сбора уже принято?
Нет, но и сомнений в том, что его примут у нас нет. Утилизационный сбор был введен в 2013 году и с тех пор только повышался. Последний раз ставка менялась 1 августа 2023 года, в октябре того же года власти существенно ограничили возможности для уплаты сбора по льготной ставке для физических лиц, а с 1 апреля 2024 года запретили альтернативные схемы поставок электромобилей через страны Таможенного Союза.
О необходимости дальнейшего увеличения утилизационного сбора неоднократно говорили представители отечественного автопрома и в первую очередь глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Профильные комитеты российского Парламента по поручению правительства еще весной 2024 года проработали параметры повышения утилизационного сбора. А 15 июля Минпромторг опубликовал на официальном ресурсе проект постановления.
Говоря простым языком, принципиальное решение о повышении утилизационного сбора на автомобили уже принято, процедура обсуждения проекта требуется по закону и может носить близкий к формальному характер.
В теории в постановлении к моменту принятия могут поменяться некоторые параметры: например сроки или тарифная сетка. Но в том, что постановление примут мы почти не сомневаемся.
Когда ждать роста ставок утилизационного сбора
За этим вопросом на самом деле скрывается некоторая путаница. Согласно проекту постановления, оно вступает в силу 1 октября 2024 года и распространяется на все автомобили, ввезенные в Россию после этого числа. При этом подать документы в таможню для оформления на машины, ввезенные ранее, нужно до 1 ноября 2024 года.
При этом постановление утверждает новые ставки утилизационного сбора на 2024, 2025 и последующие годы. И в графе за 2024 год стоят те же значения, что действуют сейчас.
Наш источник в Минпромторге подтвердил, что фактически утилизационный сбор на электромобили и последовательные гибриды вырастет только с наступлением календарного 2025 года, то есть с 1 января. Однако уверенности в этом у нас нет.
Так, например, постановление разделяет покупку машин физическими лицами для личного пользования и с целью перепродажи. Но если для бензиновых машин во втором случае прописана такая же ставка, как и для юридических лиц, то для электромобилей в постановлении значится, что в 2024 году ставка для физлиц при перепродаже остается на льготном уровне — как и для личного пользования. Так вот, мы уточнили у наших сотрудников, занимающихся таможенным оформлением, и они утверждают, что уже сейчас с физлиц при перепродаже электромобилей утильсбор взимается по коммерческой ставке как с юрлиц.
Таким образом, мы можем быть уверены только в том, что до 1 октября правила начисления утильсбора останутся неизменными и что ставки будут резко подняты не позднее чем с 1 января.
Насколько подорожают автомобили
В новой тарифной сетке мы видим с одной стороны значительное повышение ставок, а с другой два обнадеживающих момента
Итак, сейчас утильсбор при перепродаже нового электромобиля или последовательного гибрида в России, как физическим так и юридическим лицом составляет 32 600 рублей за каждую машину. Вскоре он составит 667 400 рублей, то есть автомобиль подорожает почти на 635 тысяч.
Ставка будет индексироваться ежегодно и к 2030 году достигнет 1 миллиона 172 тысяч 400 рублей за каждый электромобиль.
Как ни странно, в ежегодной индексации мы видим и положительную новость. Утильсбор ежегодно повышали и раньше, но до сих пор решение принималось за несколько месяцев, и рынок не знал, чего ждать дальше. Теперь мы видим четкие условия, расписанные до 2030 года и можем прогнозировать, как будут меняться цены в будущем.
Но главная позитивная новость в том, что для физических лиц, покупающих машину для личного пользования, сохраняется льготная ставка. Она составляет всего 3 400 руб. за электромобиль. Для этого нужно соблюсти ряд условий.
- Машина с самого начала должна быть оформлена на конечного покупателя, то есть куплена за границей на имя российского физического лица.
- Покупатель не имеет права получать льготу более одного раза в год. Если за год он уже ввез одну машину, электрическую или бензиновую, за вторую нужно будет платить утильсбор в полном объеме.
- Автомобиль не должен менять владельца в течение первых 12 месяцев.
Пока все выглядит так, что льготный утильсбор сохраняется при схеме заказа электромобиля в Rucars или в другой компании на имя конечного покупателя. Однако мы не можем исключать, что в скором будущем чиновники придумают правила, обязывающие российского покупателя для получения льготы на утильсбор лично ехать за своим электромобилем, например, в Китай.
Выводы
- Электромобили в наличии в России подорожают минимум на 635 тысяч рублей уже в самое ближайшее время. Мы ожидаем, что подорожание начнется буквально в ближайшие дни, а может уже началось — дилеры станут плавно повышать цены в ожидании повышения утильсбора.
- Стоимость электромобилей под заказ для личного пользования не изменится, по крайней мере пока.
- Вырастают риски доначисления утильсбора при покупке машины в наличии у физического лица. Если это лицо платило льготный утильсбор, а с момента первой покупки не прошло 12 месяцев, российская таможня выставит новому владельцу счет. Сейчас это разница между 3 400 и 32 600 рублями — то есть 29 200 рублей. Но с повышением утильсбора сумма вырастит до 663 тысяч рублей.
Таким образом, если вы не хотите делать заказ, а планируете выбрать из того, что есть на рынке в наличии, то лучше сделать это как можно быстрее, так как цены уже начинают расти. И, покупая у физического лица, проверяйте, как долго продавец владел машиной и в каком объеме он сам уплатил утильсбор. Разницу придется компенсировать покупателю.