Zeekr будет блокировать машины в России? Мы разобрались в ситуации
В Сети очередная волна паники по поводу возможной блокировки электромобилей Zeekr, которые без ведома производителя были вывезены из Китая в другие страны. В России это касается всех автомобилей данной марки без исключения, так как официально Zeekr на российском рынке не представлен и никогда не был. Так чего на самом деле стоит опасаться владельцам и потенциальным покупателем электромобилей самого популярного в России бренда.
Новости из Казахстана
В очередной раз о блокировках Zeekr написало казахстанское издание Tengri Auto. Его журналисты обнаружили в соцсетях скриншот информационной брошюры Zeekr, в котором предупреждалось, что при обнаружении автомобиля с китайского рынка за пределами Китая на его экране появится предупреждение о необходимости вернуться в страну, а если оно будет проигнорировано повторное сообщение заблокирует центральный дисплей. Ездить на такой машине будет можно, но ее функционал будет ограничен.
Журналисты отправили запрос «представителю Zeekr Intеrnational», который подтвердил информацию из брошюры. По его словам, второе сообщение действительно отключит функции экрана и предложит пользователю обратиться к официальному представителю Zeekr. Это касается только машин, сошедших с конвейера с 15 июля, то есть в России таких еще нет, но некоторые уже могут быть в пути.
Почему в это не нужно слепо верить
Zeekr International — это дочерняя структура марки Zeekr, через которую осуществляется официальная дистрибуция машин марки за пределами Китая. Из стран бывшего СССР марка официально присутствует в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Грузии.
К кому обращались казахские журналисты не совсем понятно, но складывается впечатление, что к казахскому представительству Zeekr International, которое работает в стране с августа 2023 года. И именно там дали такой ответ.
Тут важно отметить, что к автомобилям, которые сейчас продаются в России, Zeekr International никакого отношения не имеет. Они покупаются в Китае, у официальных дилеров Zeekr, а не у международного дистрибьютора, затем попадают в собственность одной из официальных экспортных компаний (не Zeekr International),на них оформляются официальные документы на экспорт и они абсолютно легально вывозятся из Китая в Россию. Просто занимается этим не собственный дистрибьютор марки — тот самый Zeekr International — а китайские экспортные компании в партнерстве с российскими дилерами.
В брошюре говорится о блокировке функций экранов всех автомобилей Zeekr, проданных в Китае и вывезенных за пределы страны. Но там же сказано, что сделано это в интересах официальных дистрибьюторов марки в других странах. И даже прямо указано, что «эта инициатива нацелена на рынки, сильно пострадавшие от серого импорта, такие как Казахстан и ОАЭ».
Иными словами все выглядит так, что на тех рынках, где работает Zeekr International, эта компания стремится к тому, чтобы все машины шли через нее. А если автомобиль все же попадает в обход нее, то владельцев таким вот способом будут вынуждать «обратиться к официальному представителю Zeekr», то есть привязать машину к официальному дилеру.
К слову в России уже происходит нечто подобное, только не с Zeekr, а с автомобилями Geely — этому концерну как раз принадлежит Zeekr. Не так давно была массово распространена практика параллельного импорта автомобилей Geely из Китая — до 1 апреля так получалось дешевле. И в России официальные дилеры абсолютно не скрывая этого продавали для таких машин официальную гарантию — чтобы привязать их к себе.
Что будет с Zeekr в России
Из вышеперечисленных фактов следует, что блокировка грозит серым машинам, обнаруженным именно в странах, где Zeekr присутствует официально. И снять ее можно будет, обратившись к официальному дилеру и, тем самым, легализовав свою машину.
Россия в число таких стран не входит. Zeekr активно выходит на рынки стран Европы и в Мексику, у него уже есть иностранные акционеры, так что марка опасается санкций из-за присутствия на российском рынке и к нам пока приходить не планирует.
По информации Rucars, в России накануне 2022 года открылось представительство другого бренда Geely — производителя гибридов Lynk & Co. Однако оно так и не начало поставку машин, а в 2022 году закрылось.
Более того, по информации наших источников даже представительство самого Geely в России находится на полулегальном положении. Оно как бы есть, работает, поставляет машины — но это в зависимости от того, кто о нем спрашивает. Если спросят представители недружественных стран, то его нет.
При этом Zeekr совсем не против того, чтобы в России покупали его автомобили. И компанию, кажется, пока устраивает тот факт, что продажи идут, но она к этому не причастна.
Мы попросили наших китайских партнеров уточнить ситуацию. Они обратились в службу поддержки Zeekr в Китае, и там заявили, что не собираются блокировать машины, которые находятся вне пределов КНР и вообще ничего об этом не знают.
Тут самое место вспомнить о последнем китайском предупреждении. В 1950-е годы разведывательные самолеты США регулярно летали над Китаем. После каждого такого полета МИД Китая направлял в США «последнее китайское предупреждение», за которым ничего не следовало. И сейчас все очень напоминает посыл, который следует понимать так: предупреждаем, не надо возить автомобили Zeekr из Китая в страны, где они присутствуют официально.
Самый худший сценарий не так уж ужасен
Представим, однако, что мы не правы, и владельцы Zeekr действительно получат предупреждение на экранах о необходимости вернуть машины в Китай. Что их ждет в таком случае?
Первое. Чтобы получить подобное предупреждение нужно, чтобы машина была подключена к интернету. То же необходимо для того, чтобы автопроизводитель заблокировал функции центрального дисплея удаленно из Китая.
Если просто отключить ваш Zeekr от интернета, то этого не произойдет. При этом вам перестанут приходить обновления и не будет работать мобильное приложение. Неприятно, но не так страшно, как описывают блокировку функций экрана.
Второе. Можно заменить прошивку автомобиля, и тогда заблокировать его удаленно будет невозможно. Подобные прошивки уже есть, в частности они делаются с целью русификации меню автомобиля. Если прошивка уже поддается «взлому» и изменению, грамотный специалист сможет заблокировать в ней возможность удаленной блокировки чего-либо. Или просто внесет поправки в настройки навигатора таким образом, чтобы машина думала, что она находится в Китае. Да, пользоваться штатной навигацией не получится, но она в России и так не особо полезна.
При использовании нештатной прошивки функции автомобиля сохраняются и даже мобильное приложение сможет работать. Но вот обновления из Китая приходить перестанут.
В завершение повторим, что это самый худший сценарий. Даже при самом неблагоприятном развитии событий Zeekr в России не превратится в «кирпич», а его экран — в «черный прямоугольник Малевича». В худшем случае владельцы останутся без регулярных обновлений.
Для страны, которая выросла на пиратских версиях Windows это, пожалуй, та беда, которую можно пережить.