Электромобили Zeekr: история, особенности и преимущества
В 2024 году китайская марка Zeekr стала абсолютным лидером на рынке новых электромобилей в России. При этом сам бренд существует всего три года и в России он официально вообще не представлен. Это не помешало Zeekr с большим отрывом опередить не только другие китайские марки, но также такие бренды как Tesla, Volkswagen или отечественный Evolute.
Так в чем же причина такого успеха? Разбираемся с самыми важными вопросами о китайских электромобилях Zeekr, которые все задают.
Что такое Zeekr
Бренд Zeekr появился в 2021 году, но его нельзя считать стартапом. Это отдельная марка большого концерна Geely, крупнейшего частного автопроизводителя Китая. Политика китайских властей в области автомобильной промышленности годами сводилась к тому, чтобы поддерживать либо государственные концерны, такие как FAW, SAIC или Dongfeng, либо те частные компании, которые добиваются успеха на зарубежных рынках.
Главным успехом для Geely, предопределившим в том числе и судьбу бренда Zeekr, стала покупка в 2009 году легкового подразделения Volvo. До этого шведский бренд принадлежал концерну Ford и использовал его технологии, права на которые Geely не достались. Но китайские владельцы смогли найти достаточно финансирования для шведских инженеров Volvo чтобы те за несколько лет разработали собственные шасси и платформы и избавились от зависимости от Ford. В итоге доступ к этим новым разработкам достался и китайцам.
Потому, нет ничего удивительного в том, что главный инженерный центр Zeekr находится не в Китае, а в Швеции, в Гетеборге, родном для Volvo городе.
Первой совместной маркой Geely и Volvo стала Lynk&Co. Она специализируется на выпуске гибридных автомобилей на шведских шасси и со шведскими силовыми агрегатами, но для рынка Китая и с местной спецификой — в первую очередь с подключением к китайским интернет-сервисам.
В 2021 году у Lynk&Co должен был появиться первый электромобиль, большой лифтбэк, построенный на совершенно новом, разработанном в Швеции шасси. Однако в последний момент было принято решение создать под эту машину отдельный бренд. Так появился Zeekr, а сама модель, о которой шла речь, теперь известна как Zeekr 001.
Какие автомобили выпускает Zeekr
В настоящий момент модельный ряд Zeekr состоит из четырех моделей и в ближайшее время дополнится пятой. Формально все они построены на одной архитектуре, известной как SEA, но на самом деле шасси по меньшей мере три.
Старшая платформа с индексом SEA1 используется в лифтбэке Zeekr 001 и минивэне Zeekr 009. Но не только в них. Это же шасси использует шведский минивэн Volvo EM90, но это по сути все тот же перелицованный Zeekr 009. Наконец, ту же платформу использует Polestar 4 — машина некогда шведской марки, которая, кажется, окончательно переехала в Китай.
Компактный кроссовер Zeekr X использует шасси SEA2, и у этой архитектуры очень интересная история, в которой замешан Mercedes. Дело в том, что по немецким законам любой инвестор, собравший на рынке более 5% акций любой компании, обязан об этом объявить. И Geely в свое время объявила, что уже владеет акциями концерна Daimler, причем не 5%, а 10%. Это вызвало недовольство европейских чиновников, так что в итоге был достигнут компромисс. Доля Geely в структуре акционеров Daimler снизилась, но китайцам достался проблемный бренд Smart.
В Geely не растерялись и создали для Smart два новых автомобиля на компактной полностью электрической архитектуре, которую разработали в Швеции. А заодно использовали ту же «тележку» для своего Zeekr X. Не остановившись на этом, шасси использовали еще для электрического кроссовера Volvo EX30.
Наконец, у Zeekr появилась платформа SEA3. Пока ее использует только седан 007, но судя по всему именно с данной архитектурой связано дальнейшее расширение модельной гаммы компании. Во-первых, это минивэн MIX, который уже показали, хотя пока не выпускают. Ну а во-вторых, это перспективный кроссовер, который должен стать конкурентом Tesla Model Y. Последняя пока остается самым популярным электромобилем в Китае.
Сколько стоят автомобили Zeekr
На сегодняшний день самым доступным автомобилем в гамме является Zeekr X. Это компактная, но достаточно мощная машина, у которой в базе задний привод и 272 л.с., а в топе полный привод и 428 л.с. При этом автомобиль оснащается достаточно емкой батареей на 66 киловатт-часов.
В Китае Zeekr X стоит от 200 тысяч юаней, что примерно равно 28 тысячам долларов США. Цена в России меняется в зависимости от курсов валют, актуальную стоимость на день заказа можно всегда проверить на нашем сайте в разделе соответствующей модели.
Вторым по цене идет седан Zeekr 007, который этой весной добрался до России. У него также может быть как задний, так и полный привод и мощность от 422 до 646 л.с. Емкость тяговой батареи при этом достигает 100 киловатт-часов.
В Китае за модель просят 209 900 юаней, это 29,4 тысячи долларов. Цену в России можно посмотреть здесь.
Лифтбэк Zeekr 001 стал первенцем марки и бестселлером в России. Машина недавно обновилась и подешевела. Уже в базе у нее батарея на 100 киловатт-часов и 422 л.с. при заднем приводе. В топе привод полный, а мощность возрастает до 789 л.с. Более того, у Zeekr 001 недавно появилась версия ZR с 1265 л.с., настраивать шасси которой помогал чемпион Формулы 1, финский гонщик Кими Райкконен. И такую версию тоже можно заказать в России.
Начальная цена Zeekr 001 в Китае стартует от 269 900 юаней, это 37,5 тысяч долларов США. Стоимость в России уточняйте в разделе автомобиля на нашем сайте.
Наконец, роскошный минивэн Zeekr 009 может похвастаться батареей сразу на 140 киловатт-часов и мощностью до 789 л.с. Недавно была представлена версия этой машины под названием Glory Edition, у которой всего четыре места. Причем спереди размещаются водитель и охранник, а остальная часть салона с двумя роскошными креслами отделена огромным мультимедийным экраном.
В Китае за Zeekr 009 просят минимум 500 тысяч юаней, это примерно 70 тысяч долларов. Актуальная цена в России — в разделе модели на сайте.