Lixiang: история и причины успеха
В 2024 году китайский автомобильрный бренд Lixiang в России укрепился в статусе одного из лидеров премиального сегмента. Сейчас модели Li продаются на том же уровне, на каком до 2022 года продавались машины таких марок как Mercedes или Audi. И это при том, что первый автомобиль этого бренда был выпущен в Китае только в 2019 году, причем не каким-либо крупным автоконцерном, а по сути стартапом. Как так получилось, что созданные с нуля автомобили оказались настолько востребованными.
Школьник, не слушавший учителей
Китайская культура и традиция тысячелетиями держится на уважении к старшим вообще и к учителям в особенности. При этом система образования до сих пор во многом базируется на банальной, ежедневной, многочасовой зубрежке.
В то же время образование в Китае всегда ценилось даже выше, чем в западном обществе. Пока в Европе положение в обществе определялось благородством происхождения и передавалось по наследству, в Китае любой крестьянский сын мог сделать карьеру на государственной службе, сдав необходимые экзамены. При условии, конечно, что кто-нибудь с детства освободит его от крестьянского труда и оплатит учителей.
Родившийся в 1981 году Ли Сян рос в семье среднего достатка и никакого энтузиазма в получении школьного образования не проявлял. Более того, учителя и родители даже регулярно стращали юношу за его неуспеваемость в учебе. Опять же, в китайской традиции ученик, уступающий сверстникам в учебе, автоматически становится аутсайдером среди своих одноклассников.
К счастью для Ли Сяна, к концу 1990-х у его родителей оказалось достаточно денег, чтобы дома появился компьютер с доступом к сети Интернет. Именно там будущий создатель автомобильного бренда Lixiang и нашел свое призвание.
Первым он создал сайт PCPop.com — один из многочисленных маркетплейсов по продаже портативной электроники и набирающих в те годы популярность мобильных телефонов. Позже Ли вспоминал, что стремился вставать раньше всех, чтобы находить в Сети самые новые товары и размещать именно на своем сайте самые свежие предложения.
Усердия в интернет-бизнесе принесли свои успехи. К концу школы Ли Сян зарабатывал больше и своего отца, и своих учителей и… бросил учебу, не закончив даже среднего образования. Неслыханное по китайским меркам дело!
Заработав свои первые деньги, Ли Сян обнаруживает за собой новую страсть — автомобили. Увлечение машинами быстро перерастает в бизнес. У PCPop.com появляется соответствующий раздел, где продаются уже не гаджеты, а автомобили. Развивая это направление со свойственным ему энтузиазмом, Ли Сян создает ни много ни мало самый популярный автомобильный сайт в мире, известный ныне как Autohome.com.ch.
Как это часто бывает в таких историях, стремительный рост нового бизнеса и необходимость в привлечении сторонних инвесторов привели к тому, что после 2008 года сам Ли Сян утратил контроль за своими интернет-проектами. При этом он вовсе не покинул свои выросшие стартапы без надлежащей компенсации. Напротив, с 2014 года он сам стал инвестировать. И не во что бы то ни было, а в автомобильный бизнес.
Работа с NIO и попытка стать королем каршеринга
2014 год стал поворотным в судьбе Ли Сяна еще и потому, что именно тогда состоялась его встреча с Илоном Маском. Причем произошло это при весьма примечательном обстоятельстве. Ли был одним из первых покупателей Tesla Model S в Китае и Маск лично приехал в страну, чтобы передать ему машину.
Model S была куплена не просто так. Будучи молодым фанатом автомобилей, Ли Сян одним из первых увидел перспективы электромобилей в те годы, когда Tesla была известна не более чем как производитель нишевых родстеров на шасси Lotus. Потому и не удивительно, что следующим направлением для бизнеса Ли Сян выбрал производство автомобилей.
До гибридных кроссоверов Lixiang на тот момент было еще очень далеко. Для начала Ли Сяна в свою команду попытался привлечь Уильям Ли, более известный как Ли Бин — основатель NIO. Ли Сян действительно с 2015 по 2018 год являлся членом совета директоров NIO, но дальше этой наблюдательной должности не пошел, предпочтя собственный проект.
В 2015 в Пекине им была зарегистрирована компания Beijing Chehejia Information Technology, которая в настоящий момент и называется Li Auto.
Правда, поначалу планировалось выпускать совсем не то, что выпускается сейчас. Beijing Chehejia Information Technology разрабатывала компактный городской электромобиль, который мог бы работать в такси или в каршеринге. Нечто похожее на отечественный проект Zetta, который так и не был реализован. Впрочем, и у Ли Сяна ничего не получилось. Проект компактного электрокара не случился по очень простой причине — власти Китая просто не дали разрешение на использование таких компактных автомобилей на дорогах по причине их небезопасности.
К счастью у компании к этому моменту уже был свой автомобильный завод, а у Ли Сяна остались как собственные сбережения, так и доверие к нему инвесторов. И уже в 2019 году компания представила свой первый полноценный автомобиль, кроссовер Li One. Это с самого начала был последовательный гибрид, в котором привод колес осуществлялся исключительно электромоторами, а бензиновый 1,2-литровый двигатель служил исключительно для генерации энергии.
Как правильно: Lixiang или Li Auto?
Для дальнейшего рассказа необходимо ответить на этот казалось бы простой вопрос. Сама компания после долгих переименований известна на международном рынке как Li Auto. Но это не столько коммерческое название, сколько имя для инвесторов — именно с ним корпорация вышла на биржу и привлекла финансирование для своего развития.
При этом автомобили за пределами Китая Li Auto до сих пор официально не продает ни в одной стране мира. В Россию они попадают из Китая через посредников неофициальным путем.
В самом Китае машины от Li Auto известны как Lixiang Qiche. Это и имя основателя марки Ли Сяна и имеет дословный перевод - «Идеальная машина». Поскольку пока существуют только автомобили для китайского рынка, мы в Rucars называем их на китайский манер Lixiang или «Лисян».
Какие модели выпускает Li Auto
Модельный современный ряд концерна можно условно разделить на три семейства. Это большие кроссоверы Li L9, Li L8 и Li L7, среднеразмерный и заметно отличающийся от старших братьев Li L6 и минивэн Li Mega.
Все кроссоверы Lixiang оснащены последовательной гибридной силовой установкой. В ее основе 1,5-литровый бензиновый турбомотор, который в свою очередь имеет много общего с семейством двигателей Prince, которые в середине 2000-х совместно разработали Peugeot Citroen и BMW.
L9 был представлен первым. Это самый большой автомобиль в семействе с колесной базой в 3100 мм и длинной 5218 мм. У него три ряда сидений, мощность электромоторов 449 л.с. и батарея, емкость которой после рестайлинга 2024 года увеличилась до 52,8 киловатт-час.
L8 — это фактически тот же автомобиль, но с укороченной до 3005 мм колесной базой. Соответственно, до 5080 мм сократилась и общая длина кузова. Кроме того, в базовых версиях такая машина оснащается более скромной батареей на 42,8 киловатт-часа. В остальном силовая установка аналогична модели L9.
L7 — еще короче. Колесная база у него совпадает с L8, но за счет другого заднего свеса длина кузова сократилась до 5050 мм. По технике все как у L8: батареи на 42,8 или 52,8 киловатт-часа и мощность 449 л.с.
Представленный в апреле 2024 года младший L6 не только короче 5 метров, но и несколько уже старших моделей. Несмотря на схожий внешний вид, у него совсем другие пропорции. Да и технически машина проще. Бензиновый двигатель тот же, а вот мощность снижена до 408 л.с. Батарея получила более дешевую литий-железо-фосфатную химию и сократилась по емкости до 36,8 киловатт-часов.
У L6 к тому же отсутствуют многие важные опции, например пневматическая подвеска. Зато это самый доступный Lixiang на рынке.
Наконец, Li Mega. Это первый полностью электрический автомобиль бренда. У него 544 л.с. и батарея на 102,7 киловатт-часа. Для большого минивэна этот показатель может казаться недостаточным, но у Li Mega есть как минимум два ответа критикам.
Во-первых, у этой машины самый низкий коэффициент лобового сопротивления в классе, Cx всего 0,215. Это означает, что на преодоление сопротивления воздуха машина тратит меньше энергии, а значит может проехать дальше.
Во-вторых, у Li Mega лучшая на данный момент в мире способность к быстрой зарядке. Машина может принимать ток мощностью до 520 киловатт. Это означает, что с 10% до 80% батарея заряжается всего за 10 минут.
Конечно, таких мощных зарядок пока мало даже в самом Китае, не говоря уже про Россию. Но со временем их количество будет только увеличиваться.