Российские электромобили: что это такое
Российские чиновники активно обсуждают повышение утилизационного сбора на автомобили вообще и на электромобили в частности. Этот сбор уплачивается со всех проданных в России машин, однако отечественным производителям он впоследствии компенсируется. Таким образом, утильсбор увеличивает цену в первую очередь на импортную технику.
Чиновники не скрывают, что делается это специально. Смысл в том, чтобы поддержать отечественного автопроизводителя. После вступления России во Всемирную торговую организацию, у нас не осталось возможности вводить заградительные таможенные пошлины. Выход был найден именно в форме утилизационного сбора. Фактически это те же пошлины на импортные машины, но замаскированный под заботу об экологии. Формально, утилизационный сбор идет именно на компенсацию расходов государства на последующую утилизацию автомобилей.
Сейчас за каждый проданный в России новый электромобиль юридическое лицо платит 32 600 рублей. Согласно последним предложениям чиновников, уже к концу 2024 года эта сумма будет увеличена до 1,1 миллиона рублей, а к 2030 увеличится до 2,23 миллиона рублей.
Напомним, делается это для того, чтобы защитить отечественных производителей электромобилей от иностранных конкурентов. У вас может возникнуть вопрос — а что это за отечественные электромобили? Так вот, они есть. Мы приводим исчерпывающий список.
Evolute
Марка Evolute существует с 2022 года, однако стоящая за ней структура занимается автомобилями с начала 21 века. Первоначально компания называлась «Ирито», она первой стала поставлять в Россию внедорожники и пикапы Great Wall и даже организовала их сборку в подмосковной Гжели, что характерно — на знаменитом фарфоровом заводе.
Та площадка, впрочем, собственников не устраивала, и в 2010 году началось строительство завода в Липецкой области. Предприятие было запущено в 2014 году, однако отношения с Great Wall быстро испортились и завод переключился на сборку кроссоверов Changan. Здесь также объемы оказались небольшими, а потому в 2019 году завод в Липецкой области был законсервирован.
Вспомнили о нем как раз в 2022 году, когда компании, которая в тот момент и поныне называется «Моторинвест», захотелось организовать производство электромобилей под отечественным брендом.
Так и появилась марка Evolute. Несмотря на отечественный бренд, под Липецком собирают китайские машины, детали которых поставляет Dongfeng и его дочерние структуры. Сейчас моделей уже пять.
i-Pro — это седан сегмента «B+», кузов которого скопирован с японской модели Nissan Bluebird Sylphy образца 2001 года. После прекращения производства в Японии эту модель в сильно упрощенном виде и с мотором от Renault Logan выпускали в России на АвтоВАЗе под именем Nissan Almera.
Китайцы превратили машину в переднеприводный электромобиль с мотором мощностью 150 л.с. и батареей на 53 киловатт-часа. По своему назначению i-Pro — это в первую очередь такси. Идея в том, что зарядка батареи обходится дешевле заправки бензином, парковка в Москве бесплатная, а емкости блока аккумуляторов хватает на один рабочий день в городе. С учетом госдотаций стоит i-Pro около двух миллионов рублей.
i-Joy — это компактный электрический кроссовер, который уже предлагается для частных покупателей. По размерам он напоминает бензиновые Hyundai Creta или Renault Kaptur.
Привод только передний, мощность 163 лошадиные силы, но батарея та же, на 53 киловатт-часа. Далеко с такой не уехать. Привлекать должна цена, которая составляет без малого 4 миллиона рублей. Почти миллион при этом можно получить от государства по программе господдержки.
i-Sky — это уже более серьезный кроссовер. У него, правда, тоже передний привод, но уже 204 лошадиные силы, а главное батарея на 85,9 киловатт-часов. С такой уже не страшно выбираться за город. Цена вопроса — почти 5 миллионов рублей без учета скидок.
i-Jet — флагманская модель бренда. В мире она известна как Aito M5, но поскольку ее тоже делает Dongfeng, «Моторинвест» смог договориться о ее сборке в России. Тут уже и полный привод, и 585 лошадиных сил. Правда, батарея скромнее, чем у i-Sky — только 80 киловатт-часов. И стоит такой кроссовер почти 6,5 миллиона рублей.
В скором времени начнутся продажи еще и микроавтобуса Evolute i-Van, но его цена пока не названа.
Насколько успешны автомобили Evolute? С начала 2024 года, за первые пять месяцев продали 700 таких машин, причем почти 600 из них оказались самые бюджетные седаны i-Pro. Для сравнения электромобилей Zeekr за тот же период было продано более четырех тысяч.
«Москвич»
Самый популярный отечественный электромобиль это все же не Evolute, а «Москвич». Таких машин за первые пять месяцев 2024 года продали 645 штук, причем только одной модели - «Москвич 3е».
По сути это переделанная в электромобиль версия бензинового кроссовера «Москвич 3». Последний в свою очередь является аналогом Hyundai Creta или Renault Kaptur — последний, кстати, собирали именно на том заводе, где теперь делают «Москвичи».
«Москвич 3е» - это тоже не отечественная разработка, а копия китайского электромобиля марки JAC. Правда, степень локализации все же выше, чем у Evolute — в Москве уже начинают самостоятельно сваривать и окрашивать кузова, которые до сих пор полностью приходили из Китая.
Характеристики похожи на Evolute i-Joy. Тут тоже только передний привод, мотор мощностью 193 лошадиные силы и батарея на 64 киловатт-часа. Просят за электрический «Москвич» около 4 миллионов рублей, но покупателям положена господдержка в размере 929 тысяч рублей, которые вычитаются из этой суммы.
Amber Auto A5
Новейший российский электромобиль из Калининграда, который как и Evolute i-Pro ориентирован в первую очередь на таксистов. Выпускает его предприятие Автотор, но это опять не российская разработка.
В первоначальном виде этот седан — продукт совместного творчества французского концерна Renault и китайской компании JMC. Идея была в том, чтобы выпускать машину в Китае и продавать в Европе под именем Mobilize Limo — в такси и для каршеринга. Европейцы машину не оценили и продажи свернули.
А вот в Китае седан остался как JMEV GSE. Более того, сборку таких автомобилей развернули сначала в Иране, а теперь и в Калининграде. Планируют собрать три тысячи таких седанов, а дальше смотреть на спрос.
Конструкция простая. Опять же передний привод, 160 лошадиных сил и батарея на 60,2 киловатт-часа. Официальная цена не объявлена, но у дилеров уже можно встретить машины из первой партии за 3,3 миллиона рублей. Сколько их уже продали пока не известно, но речь в любом случае о штуках, а не о сотнях и тем более не о тысячах.
На этом все. Но будет больше
Фактически, на трех этих марках заканчиваются отечественные электромобили, которые действительно существую и продаются. Но есть еще две машины, которые должны появиться в ближайшее время и будут претендовать на то, чтобы стать самыми массовыми.
Во-первых, это Lada e-Largus. АвтоВАЗ регулярно публикует новости о том, что сборка таких машин стартовала или вот-вот стартует, но по состоянию на сейчас не только электрических, но и бензиновых Lada Largus нигде нет в продаже, хотя их производство в Ижевске вроде бы уже запущено.
Речь вот о чем. В Тольятти выпускали универсалы Lada Largus частично из поставляемых из Румынии кузовных деталей. Сейчас эти поставки невозможны, и с 2022 года АвтоВАЗ занимается локализацией недостающих компонентов. А заодно перенес линию из Тольятти на завод в Ижевске.
А заодно разработал полностью электрическую модификацию машины у нее мотор на 68 лошадиных сил и передний привод. А вот с батареей ситуация интересная.
Найти иного места под блок аккумуляторов кроме ниши под бензобак не удалось. Туда влезла батарея на 45 киловатт-часов, чего, конечно, мало. Тогда отечественные инженеры добавили вторую батарею под капот, благо без ДВС там стало много места. В сумме вышло уже 60 киловатт-часов, что чуть более достойно.
Сколько будет стоить такой e-Largus не ясно, но именно АвтоВАЗ громче всех просит о повышении утилизационного сбора для иномарок.
Еще один перспективный отечественный автомобиль называется Atom. Его разработка в том или ином виде ведется уже года четыре, а производство должно стартовать в 2025 году на «Москвиче».
По формату это аналог все того же «Москвич 3е», но так как машина изначально создается как электромобиль, она должна во всем стать лучше. Но прежде чем оценивать Atom, хотелось бы дождаться товарных экземпляров.